Скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4» находилась на Болотной набережной, напротив входа в «Дом культуры ГЭС-2», с 15 августа 2021-го по 28 июля 2025 года. До появления в Москве тринадцатиметровый алюминиевый объект экспонировался в Нью-Йорке и Флоренции.
У москвичей появление «Большой глины» вызвало неоднозначную реакцию — в общем-то, скорее отрицательную. По замыслу художника, объект представлял собой многократно увеличенную копию кусочков глины, которые разминал автор, — символ творчества и созидания. Однако неподготовленные к современному искусству горожане, многие медийные личности и СМИ сравнивали «Большую глину» с кучей фекалий.
Некоторые представители арт-сообщества высказывали мнение, что такой скульптуре не место в исторической застройке Якиманки, ее было бы лучше выставлять в галерее современного искусства. Правда, были и те, кто считал, что со временем горожане свыкнутся с «Глиной» и даже будут противиться ее демонтажу.
Скульптура, кстати, задержалась дольше, чем ожидалось: заявленный сперва срок экспозиции составлял менее года. На деле «Глина» простояла на Болотной набережной почти четыре года. А сейчас объект перевезли в другое место, он установлен во внутреннем дворе здания компании «Новатэк» Леонида Михельсона, недалеко от метро «Новаторская»
Демонтаж «Большой глины»
Постамент на набережной простоял пустым два месяца. Осиротевшую локацию за это время осмыслила арт-группа Синие носы, сделав у него художественную фотографию.
«Вместо говна», 2025 год. Фотография. Пьедестал скульптуры Урса Фишера «Большая глина», люди
3 октября 2025 у входа в «ГЭС-2» установили новый объект: «Садовую лопатку» классиков поп-арта, художников Класа Олденбурга и Кошье ван Брюгген. Впервые этот объект выставлялась на крыше нью-йоркского Метрополитен-музея в 2002 году.
Авторы семиметровой лопатки предлагали задуматься о культивации новых идей и смыслов, о значении созидательного труда. «Перед нами не призыв вознестись на пьедестал, а приглашение спуститься вниз, к земле, чтобы посадить что-то новое. „Садовая лопатка“ воплощает вечную связь культуры с землей, с людьми, с общечеловеческими ритуалами», — считает художественный критик Франческо Бонами.
Дом культуры «ГЭС-2» уже объявил о том, что подготовил медиаторские туры, во время которых всем желающим объяснят, как «Садовая лопатка» меняет городской ландшафт, и подробно расскажут о поп-арте.
Какой из объектов вам нравится больше?
- «Большая глина № 4»%
- «Садовая лопатка»%
- Ни одна из них!%