Борис Орлов. «Групповой портрет с лентами». 1987. Фонд «Прометей», Москва
Журнал неофициального русского искусства «А-Я» выходил под редакторством Игоря Шелковского и Александра Сидорова с 1979 по 1986 год в Париже. Именно в «А-Я» впервые опубликовали работы Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Олега Васильева и многих других.
Помимо текстов о современном русском искусстве, на страницах издания публиковались манифесты и просветительские статьи об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их произведения. Журнал «А-Я» знакомил западного зрителя с советским андеграундом и помогал художникам-авторам определить свое место в «истории искусства, выстроенной по магистральной линии движения авангарда».
Игорь Шелковский стоит у своих работ и произведений Сергея Шаблавина. Фотография Валентина Серова. Май 1976
Виктор Пивоваров. «Тело московского неофициального искусства 60-70-х г». 1998. Музей AZ
Начиная с середины 1930-х годов работы художников, сегодня считающихся авангардистами, нельзя было увидеть: их произведения постепенно исчезли из экспозиций музеев, альбомов по искусству и читальных залов библиотек. Развернулась борьба с формализмом, чуждым социалистическому обществу. И только спустя 20 лет про авангард вновь заговорили, но при этом — его не очень хорошо знали. С конца 1950-х начинается последовательное, но по большей мере кулуарное исследование художественных течений начала XX века.
Казимир Малевич. Супрематизм. 34 рисунка Витебск, Уновис. 1920. Российский государственный архив литературы и искусства
Михаил Матюшин, Мария Эндер. Таблица VI. «Изменение цветового пятна и цветового фона во времени, при закрытом глазе». 1930-е гг. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
В этом отношении журнал «А-Я» — уникальный исторический документ. На страницах издания наследие русского авангарда было представлено в трех ракурсах: через публикацию материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие»; через «диалог» современных художников с историческим авангардом; через размышления об авангарде современного искусства. Здесь впервые увидели свет тексты К. Малевича, П. Филонова, М. Матюшина и В. Шаламова. Таким образом журнал заново открывал теоретические и художественные концепции раннего авангарда в то время, когда советские журналы только начинали о нем писать.
Ольга Розанова. Эскиз обложки для книги Алексея Крученых и Алягрова (Романа Якобсона) «Заумная книга». 1915. Государственный музей В. В. Маяковского
Михаил Ларионов. «Венера с птичкой». 1928. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
С. И. Дымшиц-Толстая. Обложка сборника «Интернационал искусства». Эскиз. 1919. Российский государственный архив литературы и искусства
Экспозиция выстроена вокруг диалога художников «первого» и «второго» авангарда, развернувшегося на страницах журнала, объединяя более 350 экспонатов, среди которых работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Издание, которое иногда называют «бумажным музеем» (по аналогии с «бумажной архитектурой»), выйдет из плоскости журнального листа в пространство, и у зрителя появится возможность пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нем.
Иван Чуйков. «Окно IV». 1974. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Андрей Абрамов. «Без названия». 1978. Коллекция Антона Козлова, Москва
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина вписали в круглый план выставочного зала белоснежный «журнальный» куб. Внутри центрального объема зрителей ждет экскурс по разделу «Наследие» на страницах восьми номеров: семи художественных и одного литературного.
Разделы выставки «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова» последовательно проведут посетителей по темам, волновавшим художников как в 1910–1920-х, так и в 1970–1980-х годах. Во внешнем периметре, за пределами куба, зрители познакомятся с историей создания журнала, его значением для арт-сцены и с причинами прекращения его выпуска.
Борис Орлов. «Следы первой любви. Джаспер Джонс. Казимир Малевич». 1995 Из серии «Татуировки». Предоставлено автором
Борис Орлов. «Следы первой любви. Джаспер Джонс. Казимир Малевич». 1995 Из серии «Татуировки». Предоставлено автором
Римма Герловина. «Выход в иное пространство». 1974. Коллекция Антона Козлова, Москва
К выставке издадут каталог «Разговоры на бумаге: о наследии русского авангарда и неофициальном искусстве 1970–1980-х в журнале „А-Я“», призванный не только зафиксировать выставочный проект, но прежде всего — обнародовать исследовательскую работу, проведенную кураторской группой при подготовке выставки, и расширить пространство темы за счет привлечения современных исследователей, а также непосредственных участников художественной сцены 1970–1980-х.
В рамках параллельной программы пройдут образовательные лекции, посвященные истории исследования первого авангарда и художников-нонконформистов. Для посетителей запланированы лаборатории и практические курсы: по самиздату, живописи и созданию комиксов.
Когда: 4 сентября 2025 — 18 января 2026 года
Кураторы: Анна Замрий, Ирина Горлова. Архитектура: Александр Бродский, Наташа Кузьмина
Где: Москва, Центр «Зотов», Ходынская улица, 2с1
Игорь Шелковский. «Профили». 1982