Скульптуры Моны Сугаты сделаны из хлопчатобумажной ткани, нитей, клея и окрашены разбавленными пигментами — эти хрупкие материалы выражают концепцию ее творчества, построенном на тихом диалоге с телом, природой и японскими традициями. Работы художницы выглядят довольно сюрреалистично — они будто находятся вне времени и пространства. «Я представляю их себе как реликвии, тихо покоящиеся в древнем монастыре и хранящие священное присутствие», — говорит она.
Скульптуры не изображают растения в буквальном смысле — они отражают особое внимание Сугаты к их движениям и структуре. Художница любит наблюдать за своим садом, всматриваться в формы бутонов и стеблей. «Мои инсталляции не пытаются сказать слишком много. Они расположены в пространстве, наполненном светом, воздухом и создают ощущение едва уловимого присутствия».
«Мои работы не предназначены для интерпретации. Они предназначены для тихих встреч»
Подход Моны Сугаты основан на физической чувствительности и интуиции, а не на строгом планировании. Она корректирует процесс в зависимости от направления работы над каждым изделием, руководствуясь скорее ощущениями, чем заранее заданной концепцией. «Если я чувствую напряжение или сопротивление в своем теле, я воспринимаю это как признак того, что что-то не так», — объясняет она.
После высыхания изделия детализируются с помощью нагретого металлического инструмента, который выжигает на них тонкие линии. «Это момент, когда работа начинает жить своей жизнью», — говорит Сугата. Она не покрывает поверхность лаком, специально не обрабатывает ее тщательно, чтобы сохранить мягкую текстуру материалов и естественные тона.
Ее последние работы отсылают к японскому обряду дзитинсай — это подношения местному божеству земли, которые совершаются перед началом строительства. Керамическое основание символизирует бога земли, а растущие из него растения отражают сосуществование того, что построено, и того, что уже существует.
Скульптура «Древо жизни — планета играющих существ», установленная в атриуме арт-центра Spiral в Токио, отражает представление Сугаты о Земле как о поле, формируемом невидимыми существами: бактериями, насекомыми и другими формами жизни, не относящимися к человеческому роду. «Даже после смерти жизнь становится частью других существ, проходя через бесконечный цикл перерождения», — говорит художница. В скульптуре эти циклы отражены с помощью многослойных органических форм, которые движутся по спирали.