Б. М. Кустодиев. «Гулянье». 1922 г. Государственная Третьяковская галерея. | Источник: Государственная Третьяковская галерея

Б. М. Кустодиев. «Гулянье». 1922 г. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

Государственная Третьяковская галерея

Творчество Бориса Кустодиева многогранно: он работал как станковист, увлекался графикой и скульптурой, создавал декорации для театральных постановок. На выставке, которая пройдет в Третьяковской галерее с 30 апреля по 28 сентября 2025 года, можно будет увидеть работы художника, объединенные в тематические блоки: «Семья», «Страна Кустодия», «Театр» и «Русские типы». Рассказываем о самых известных картинах, которые войдут в экспозицию, и не только.

«Ярмарка» (1906)

Борис Кустодиев увлекся живописью достаточно рано. Когда ему было 11 лет, в его родную Астрахань приехала выставка передвижников. Мальчику настолько понравились работы Серова, Шишкина и Поленова, что он твердо решил стать художником. Через несколько лет он начал брать уроки у местного художника Павла Власова, а затем поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге. Под руководством Ильи Репина он развивался как портретист, но в качестве дипломной работы написал картину «Базар в деревне». Полотно, которое, к сожалению, не сохранилось, было вдохновлено ярмаркой в Кинешме, которая поразила Кустодиева буйством красок. В 1906 году он написал свою первую «Ярмарку» уже по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг для серии картин в духе лубка. Сюжеты русской провинциальной жизни в итоге стали важной частью творчества мастера.

Б. М. Кустодиев. «Ярмарка», 1906. Государственная Третьяковская галерея. | Источник: Государственная Третьяковская галерея

Б. М. Кустодиев. «Ярмарка», 1906. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

Государственная Третьяковская галерея

«На террасе» (1906)

За картину «Базар в деревне» Борис Кустодиев получил золотую медаль Академии и право на годичную пенсионерскую поездку за границу, во время которой он успел побывать во Франции, Испании, Италии и Германии. Вернувшись в Россию, художник купил землю под Кинешмой и построил дом с мастерской. В «тереме» — так Кустодиев и его семья назвали свою усадьбу — художник проводил большую часть времени, работая над серией «Ярмарки» и «Деревенские праздники».

На картине «На террасе» изображена семейная сцена, погружающая в атмосферу тишины и спокойствия. Кустодиев и его старшая сестра вместе с мужем задумчиво беседуют, жена художника Юлия Евстафьевна разливает чай и приглядывает за трехлетней дочкой Ириной, которую аккуратно придерживает няня, а розовощекий годовалый Кирилл с детской непосредственностью смотрит прямо на зрителя, делая его участником сюжета.

Б. М. Кустодиев. «На террасе», 1906. Нижегородский государственный художественный музей. | Источник: Wikimedia Commons

Б. М. Кустодиев. «На террасе», 1906. Нижегородский государственный художественный музей.

Фото

Wikimedia Commons

«Красавица» (1915)

Образ купчих и красавиц занимает одно из центральных мест в творчестве Бориса Кустодиева. На картине «Красавица», написанной в 1915 году, изображена обнаженная купчиха, только пробудившаяся ото сна и сидящая на перине. Этот образ еще не раз повторится в работах художника, являясь воплощением представлений о русской женщине и сытой счастливой жизни. Моделью послужила актриса Московского Художественного театра Фаина Шевченко. С натуры Кустодиев сделал только карандашный набросок, а саму картину писал уже в Петербурге в квартире на Введенской улице, и ее обстановка стала источником вдохновения для художника. Так на полотне появилось пуховое одеяло, которое Борису подарила жена на день рождения, гипсовые фигурки, купленные на Сытном рынке, и расписной сундук с розами.

Б. М. Кустодиев. «Красавица», 1915. Государственная Третьяковская галерея. | Источник: Государственная Третьяковская галерея

Б. М. Кустодиев. «Красавица», 1915. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

Государственная Третьяковская галерея

«Масленица» (1916)

Свою первую «Масленицу» Кустодиев написал в инвалидном кресле. На протяжении нескольких лет художника беспокоила боль в руке, которая оказалась симптомом опухоли спинного мозга. В 1911 году он уехал на лечение в Швейцарию, где сделали несколько операций, но они помогли лишь на время. В 1916-м живописца прооперировали еще раз уже в Петербурге, жене Кустодиева пришлось выбирать, что сохранить — подвижность ног или рук. И она решила: «Оставьте руки! Художник — без рук жить не сможет». С тех пор сюжет масленичных гуляний не покидал Кустодиева, и на многих картинах появлялась тройка лошадей, символизирующая движение, которого был лишен художник.

Б. М. Кустодиев. «Масленица», 1916. Государственная Третьяковская галерея. | Источник: Государственная Третьяковская галерея.

Б. М. Кустодиев. «Масленица», 1916. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

Государственная Третьяковская галерея.

«Купчиха за чаем» (1918)

Картину «Купчиха за чаем» Кустодиев написал в 1918 году, когда купечества уже не существовало. В ней ощущается ностальгия по прошлому, по размеренной дореволюционной жизни. Моделью художника была баронесса Галина Адеркас, которая жила по соседству. На тот момент она училась на медицинском факультете, но музыка увлекала девушку сильнее анатомии — она бросила институт и стала артисткой.

Б. М. Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918. Государственный Русский музей. | Источник: Wikimedia Commons

Б. М. Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918. Государственный Русский музей.

Фото

Wikimedia Commons

«Большевик» (1920)

«Большевик» — одна из наиболее известных работ Кустодиева, посвященных революции. Художник сочувствовал антиправительственным настроениям и в 1905–1907 годах рисовал карикатуры и шаржи для сатирических журналов «Жупел», «Адская почта» и «Искры», а также принимал участие в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции. Картина «Большевик» выражает смешанные чувства: с одной стороны, радость от победы над старым миром, с другой — страх перед стихийной силой и неотвратимостью перемен.

Б. М. Кустодиев. «Большевик», 1920. Государственная Третьяковская галерея. | Источник: Государственная Третьяковская галерея.

Б. М. Кустодиев. «Большевик», 1920. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

Государственная Третьяковская галерея.

«Портрет Федора Шаляпина» (1922)

Борис Кустодиев и Федор Шаляпин познакомились еще в 1919 году благодаря Максиму Горькому и быстро нашли общий язык. Кустодиев изначально задумал портрет певца в полный рост, картина получилась высотой больше двух метров. По просьбе Шаляпина художник изобразил рядом с ним его любимого французского бульдога Ройку. Сын Кустодиева вспоминал: «Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».

Б. М. Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1922. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. | Источник: Wikimedia Commons

Б. М. Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1922. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

Фото

Wikimedia Commons

«Русская Венера» (1925–1926 гг.)

«Русскую Венеру» Борис Кустодиев написал в последние годы жизни. Для картины позировала 20-летняя дочь художника. Высокая златовласая красавица, изображенная в деревенской бане, словно стала завершением серии «кустодиевских женщин». Картина существует в нескольких вариантах, первый был написан на обороте полотна «На террасе» и сейчас хранится в Нижегородском художественном музее.

Б. М. Кустодиев. «Русская Венера», 1925–1926 гг. Государственная Третьяковская галерея. | Источник: Государственная Третьяковская галерея.

Б. М. Кустодиев. «Русская Венера», 1925–1926 гг. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

Государственная Третьяковская галерея.