Золотая осень вступает в свои права по всей России. Золотистые и багряные леса, то пронзительно голубое, то хмуровато-серое небо и тишина увядающей природы. Эти недели всегда вдохновляли размышлять о быстротечности времени, смысле жизни, одиночестве и красоте природы. А художники спешили запечатлеть эти прекрасные дни на полотнах. Каждый из них видел в осени что-то свое — от меланхолии до светлой радости, от сбора урожая до уютного чаепития на веранде в погожий день.
Исаак Левитан, «Золотая осень», ГТГ
1. Исаак Левитан, «Золотая осень» (1895)
Пожалуй, самый знаменитый русский осенний пейзаж и классический пример «пейзажа-настроения», призванного передать эмоциональное состояние человека. Чуть меланхоличный свет и тихая мощь увядающей природы воплощают что-то безудержно родное для всех жителей России.
Где посмотреть на картину: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Где увидеть пейзаж: художник писал картину в окрестностях деревни Островно в Удомельском городском округе Тверской области России.
Исаак Левитан, «Осенний день. Сокольники», ГТГ
2. Исаак Левитан, «Осенний день. Сокольники» (1879)
Более камерный вариант осени, где нет простора: аллея парка, одинокая фигура женщины и прозрачный воздух. Кстати фигуру женщины рисовал приятель Левитана Николай Чехов — брат знаменитого писателя. Картина стала первым признанным шедевром художника, которую Павел Третьяков купил у него за 100 рублей.
Где посмотреть на картину: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Где увидеть пейзаж: Есть упоминания о том, что картина написана в окрестностях Балашихи, где теперь расположен микрорайон Салтыковка. Дело в том, что что в 1879 году Левитан был выселен из Москвы (в связи с указом о проживании евреев). Однако Балашиха и район Сокольники, где во времена Левитана располагались популярные места отдыха интеллигенции и аристократии, расположены недалеко друг от друга. Вероятно, он мог выезжать в Сокольники на пленер или наоборот, рисовать похожие пейзажи в Салтыковке.
Это далеко не все картины Левитана на тему осени. Есть и другие, каждая со своим настроением — «Осень. Дорога в деревне» (1877) или «Осень. Усадьба»(1894) — такой, как на них, предстанет перед нами среднерусская природа ближе к концу октября.
Василий Поленов,"Золотая осень». Музей-заповедник «Поленово»
3. Василий Поленов, «Золотая осень» (1893)
Еще один осенний шедевр написан в усадьбе художника, носившей название Борок и расположенной на Оке. Полотно дышит ясностью и светом.
Где посмотреть на картину: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник «Поленово», Тульская область.
Где посмотреть на пейзаж: Там же с берега реки Оки или с воды можно увидеть пейзаж, изображенный автором. В усадьбу можно добраться из Москвы на автомобиле или общественным транспортом — на такси от ст. Тарусская (пос. Заокский).
Есть у Поленова и другие картины, посвященные осени, например, «Осень в Абрамцеве», которой тоже можно полюбоваться в музее-усадьбе «Поленово», а написана она на реке Воря, в излюбленном месте художников — деревне Абрамцево Московской области.
Борис Кустодиев, «Осень в провинции. Чаепитие», ГТГ
4. Борис Кустодиев, «Осень в провинции. Чаепитие» (1926)
Осень в небольшом провинциальном городке, погожий день, купеческое чаепитие на веранде с мирно спящим котиком — картина полна ностальгии по естественному ритму жизни.
Где посмотреть на картину: Государственная Третьяковская галерея (Новая Третьяковка), Москва.
Где посмотреть на пейзаж: интересно, что Кустодиев писал не с натуры, а по мотивам воспоминаний — из-за паралича ног он не мог далеко передвигаться, а вырос он в Астрахани. Такие места вы сможете увидеть и в более северных поволжских городах.
Станислав Жуковский, «Осень. Веранда». Русский музей
5. Станислав Жуковский, «Осень. Веранда» (1911) и «Брошенная терраса» (1911)
Один из первых русских импрессионистов Станислав Жуковский мастерски показывает связь архитектуры и природы. Жуковский специально путешествовал по России в поисках старинных умирающих дворянских имений. Две картины, как сестры-двойняшки, представляют разные эпизоды одной осени и особое настроение, которое стремился передать художник. Но и нам близка такая дачная осень: листья кружатся за окном, ветер гуляет по веранде, на столике еще стоят последние цветы, но мы приезжаем сюда все реже, и возможно скоро покинем этот дом до апреля…
Станислав Жуковский, «Брошенная терраса». Тульский музей изобразительных искусств
Где посмотреть на картину: Русский музей и Тульский музей изобразительных искусств.
Где посмотреть на исходные пейзажи: к сожалению, точные места написания картин в открытых источниках не указаны. Но известно, что художник много путешествовал по средней полосе России, жил на Брянщине в имении Брасово, часто бывал в Тверской области. Там вы точно найдете похожие виды!
Илья Остроухов, «Золотая осень». ГТГ
6. Илья Остроухов, «Золотая осень» (1886)
Еще одного художника-передвижника, как и Василия Поленова, вдохновила золотая осень в окрестностях подмосковного Абрамцева. Наверное, вы уже поняли: в это место непременно стоит отправиться именно в эту пору! Осень у Остроухова действительно царственная, великолепная и вместе с тем утонченная. Приятная деталь картины: две сороки на дорожке.
Где посмотреть на картину: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Где увидеть пейзаж: приезжайте в подмосковное Абрамцево.
Исаак Бродский, «Опавшие листья»
7. Исаак Бродский, «Опавшие листья» (1915 — 1929)
Тезка Левитана, ученик Репина, позже рисовавший портреты Ленина, Сталина и ставший известной фигурой соцреализма. Но в его пейзажах раскрывается совсем иная сторона творчества художника. От прозрачной, с легкой дымкой «Осени в Летнем саду» до «Поздней осени» с водоемом, скованным первым тонким льдом, у его осенних картин совершенно разная палитра и настроение.
Где посмотреть на картину: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Исаак Бродский, «Золотая осень»
8. Исаак Бродский, «Золотая осень», 1913
А вот и его вариант «Золотой осени». Пора сбора урожая, а потом и свадеб, которые в старой России принято было играть на праздник Покрова Богородицы. Осень здесь — не только золотая пора, но и время труда.
Где посмотреть на картину: Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург.
Нам не удалось найти информации о точном месте написания картины, но наверняка это можно узнать у сотрудников музея!
Григорий Мясоедов, «Осеннее утро». ГТГ.
9. Григорий Мясоедов, «Осеннее утро» (1893)
Картина больше всего похожа на иллюстрацию к доброй волшебной сказке. Худо.жник написал укромный лесной уголок с засыпанной золотыми листьями тропинкой и дымкой между деревьев.
Где посмотреть на картину: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Скорее всего пейзаж был создан в имении художника под Полтавой, где он жил с конца 1880-х. Но мог быть навеян и видами вокруг Тулы и орловщины, где рос и учился художник.
Валентин Серов, «Осень. Домотканово». Мемориальный музей В. Серова.
10. Валентин Серов, «Осень. Домотканово», 1892
Знакомая цветовая гамма, но совсем иная техника — никакой детализации, словно всё подернула легкая дымка. Пейзаж лаконичен и словно состоит из трех горизонтальных полос: бледно-голубой, темно-коричневой и желтой. Тем не менее мы различаем и облака, и мешанный лес, и поле. И одинокую человеческую фигуру — образ осеннего одиночества и завершения пути…
Где посмотреть на картину: мемориальный музей художника в Тверской области, Калининский район, деревня Красная Новь.
Где увидеть пейзаж: Сегодня Домотканово называется поселком Красная Новь!
Юлий Клевер, «Осень». Национальная галерея Республики Коми
11. Юлий Клевер, «Осень», 1881
Это пусть и менее известная, но очень необычная картина — лес выглядит не просто сказочным, но и зловещим. Юлий Клевер — русский художник немецкого происхождения, интересовался фольклором и мифологией. Кажется, здесь живут и лешие, и водяные. Болотная гладь отражает алую листву и кажется кровавой. А на ветке впереди уселась птица-вестник сорока-белобока. Есть и копия этой картины — «Березовая роща».
Где посмотреть на картину: Национальная галерея Республики Коми
Михаил Нестеров, «Видение отроку Варфоломею», ГТГ
12. Михаил Нестеров, «Видение отроку Варфоломею», 1889-1890
Картина «Видение отроку Варфоломею» стала самой известной работой Михаила Васильевича Нестерова. В основе сюжета — встреча будущего преподобного Сергия Радонежского с ангелом в образе инока. Старец благословляет юношу «уразуметь грамоту». Зарисовки пейзажей Нестеров писал в окрестностях Абрамцева, недалеко от Троице-Сергиевой лавры.
Где посмотреть на картину: Государственная Третьяковская галерея.
Где увидеть пейзаж: В окрестностях Абрамцева и Хотькова. А недалеко от Сергиева Посада и сейчас есть деревянные храмы, как на картине, пусть и отсроенные в постсоветскую эпоху, но с той же атмосферой. Один из них вы найдете в деревне Благовещенье.