«Терра Ремота» (Terra Remota) — винодельня с виноградниками, раскинувшимися на 54 гектарах земли в Каталонии, недалеко от побережья Средиземного моря. Ее владельцы, франко-испанская пара Марк и Эмма Борнасо, — большие ценители не только хорошего вина, но также архитектуры и дизайна. На территории винодельни они разместили необычную коллекцию сборных домов, которую собрал Клеман Чивидино (Сlement Cividino), — владелец галереи дизайна, расположенной в бывшем монастыре в Перпиньяне на юге Франции.
Его усилиями заново открыли мебель архитекторов Жоржа Кандилиса (Georges Candilis) и Эрве Балея (Hervé Baley)— «французского Фрэнка Ллойда Райта». «Мне нравится показывать необычные вещи», — говорит он.
Но настоящая страсть Клемана — сборные дома по проектам известных архитекторов ХХ века. Некоторые из построек, которые он раньше выставлял в «Терра Ремота», приобретены Брэдом Питтом и модельером Изабель Марант. Среди экспонатов — бывшая автозаправочная станция Total, спроектированная Жаном Пруве (Jean Prouvé), один из шестигранников Жоржа Кандилиса, футуристический дом под названием «Шале», построенный в 1972 году Nova и домик 1969 года по проекту Николаоса Ксастероса (Nikolaos Xasteros).
Этим летом там появился еще один необычный экспонат — «Тропический павильон», спроектированный французским инженером Фердинаном Филло (Ferdinand Fillod). Его прототип показывали на Международной выставке урбанизма и жилищного строительства в Париже в 1947 году. Сейчас в мире сохранилось всего девять таких построек, и одна из них сейчас — в «Терра Ремота».
Скамейка по дизайну Жоржа Кандилиса.
Пара кресел Willy Guhl Loop. Скульптура из бетона, созданная в 2014 году Мишей Сандерс и Филиппом Путцером.
«Эксперты говорили, что такой дом есть где-то во Франции, но никто не знал, где именно», — вспоминает Клеман Чивидино. На самом деле павильон долгое время стоял заброшенным недалеко от Марселя, и, наконец, попал в руки к коллекционеру. С ним связался предыдущий владелец, который предложил передать здание при условии, что его восстановят.
Фердинан Филло родился в 1891 году во французском регионе Юра, в 1922 основал свою первую компанию по производству сельскохозяйственного оборудования из металла. В 1929 году он получил патент на строительство быстровозводимых стальных зданий. Его конструкции поставлялись по всему миру, где использовались в качестве школ, больниц, социального жилья, офисов и бытовок, исследовательских центров в Антарктиде и даже как церковь. Они полностью изготовлялись на его фабрике и поставлялись в виде комплекта с инструкцией, который собирался за несколько часов.
Павильон на выставке в «Терра Ремота» датируется 1951 годом и имеет площадь 90 м² с террасой 30 м². Его оригинальная конструкция состоит из ряда стальных арок, к которым прикреплены наклонные панели (часть из них — с отверстиями для дверей и окон). Особенность тропической версии — двойная конструкция крыши, которая обеспечивает хорошую вентиляцию днем и ночью.
Обеденный стол изготовлен для зимних Олимпийских игр в Гренобле 1968 года. Стулья Vauconsant приписываются Жану Пруве, в орцах стола — стулья Friso 1959 года.
На протяжении десятилетий этот павильон служил офисом французской телекоммуникационной компании France Télécom в Марселе. Когда он обветшал, его перевезли в 2003 году в Высшую архитектурную школу Марселя, чтобы использовать в качестве учебной мастерской. Но он так и не был собран заново.
Дубовая скамья, изготовленная Анри Пруве для церкви Святого Франциска Ассизского в Вандевр-ле-Нанси, Франция. Табурет, дизайн Шарлотты Перриан.
Потом набор деталей передали инженерной фирме SETEC International, которая планировала использовать его вместо пристройки к штаб-квартире, спроектированной Жаном Пруве, но тоже так и не собрали. Зданию присвоили статус объекта культурного наследия ХХ-го века, и в 2023 году передали Клеману Чивидино, который провел реконструкцию павильона.
«Единственное, что нам нужно было восстановить, — конструкцию пола, которая полностью проржавела. Мы также не смогли найти оригинальные ставни для окон. Собрать все воедино нам помогли не только исторические фотографии, но и руководство по строительству, составленное студентами архитектурной школы в Марселе» — рассказывает коллекционер.
Для выставки в «Терра Ремота» павильон обставили модернистской мебелью ХХ-го века. Среди них стол для олимпийской деревни Зимних игр 1968 года в Гренобле, знаменитые стулья Рона Арада и дубовая скамья Анри Пруве для церкви Святого Франциска Ассизского в Вандевр-ле-Нанси.
Стеллаж RTW и кресло, дизайн Рона Арада.
Винтажное кресло Saturn, дизайн Женевы Энглс и Кристиана Де Франса. Стол и два стула по проекту Жоржа Кандилиса, Андре Вогенски и Марты Пан. Керамическая скульптура, Жакотт Капрон.