Яков Чернихов. «Архитектурная фантазия № 14» из цикла Архитектурные фантазии, 1929-1932. | Источник: архивы пресс-служб

Яков Чернихов. «Архитектурная фантазия № 14» из цикла Архитектурные фантазии, 1929-1932.

Фото

архивы пресс-служб

На выставке представлено более 500 экспонатов — архитектурные проекты, графические циклы, макеты, рукописи, фотографии, документы, личные вещи архитектора, которые будут объединены в восемь разделов. Выставочный проект реализован при поддержке Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева и Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).

Основным вектором экспозиции станет попытка проследить уникальный визионерский дар Якова Чернихова, на много десятилетий вперед предвосхитившего развитие архитектуры, орнаментального искусства, дизайна и мультимедиа.

Яков Чернихов. «Архитектурная фантазия № 95» из цикла «Архитектурные фантазии», 1929 — 1932. Российский государственный архив литературы и искусства. | Источник: архивы пресс-служб

Яков Чернихов. «Архитектурная фантазия № 95» из цикла «Архитектурные фантазии», 1929 — 1932. Российский государственный архив литературы и искусства.

Фото

архивы пресс-служб

Экспозиция построена вне хронологической последовательности, при этом биография архитектора реконструируется через важные для него места пребывания и самые главные периоды работы. Работы Якова Чернихова погружают зрителя в историю архитектуры первой половины двадцатого столетия — от авангардных экспериментов к сталинской неоклассике, от стилистических поисков к гегемонии большого стиля, — а также рассказывают о влиянии опытов зарубежного высотного строительства на советскую архитектуру 1930–1950-х годов.

Яков Чернихов. «Дом-гигант в Нью-Йорке». Композиция № 223 из цикла «Основы современной архитектуры», 1925 — 1929. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова. | Источник: архивы пресс-служб

Яков Чернихов. «Дом-гигант в Нью-Йорке». Композиция № 223 из цикла «Основы современной архитектуры», 1925 — 1929. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.

Фото

архивы пресс-служб

«Новая выставка впервые покажет наследие архитектора авангарда Якова Чернихова максимально полно. Кураторы задумали его как серию кабинетов, каждый из которых раскрывает определенную грань таланта мастера. Его архитектурные шедевры и сегодня вдохновляют современных архитекторов, педагогов и студентов. Экспозиция включает коллекцию оригинальных работ Чернихова, а уникальная архитектура выставки станет площадкой для диалога и стартом развития собственных творческих фантазий для каждого посетителя», — отметила Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности.

Яков Чернихов. Композиция из цикла «Основы современной архитектуры», 1925 — 1929. | Источник: архивы пресс-служб

Яков Чернихов. Композиция из цикла «Основы современной архитектуры», 1925 — 1929.

Фото

архивы пресс-служб

Первый зал выставки при помощи мультимедийного решения позволит посетителям почувствовать уникальность архитектуры Чернихова, где пространство как будто освобождается от законов гравитации, а идеи — от концепций «правильного» и «должного».

Яков Чернихов. «Памятник Колумбу». Объемно-конструктивная композиция из цикла «Основы современной архитектуры», 1925 — 1929. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова. | Источник: архивы пресс-служб

Яков Чернихов. «Памятник Колумбу». Объемно-конструктивная композиция из цикла «Основы современной архитектуры», 1925 — 1929. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.

Фото

архивы пресс-служб

Яков Чернихов. Пространственно-сложная театральная цветовая композиция № 236 из цикла «Архитектурные фантазии», 1929 — 1932. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова. | Источник: архивы пресс-служб

Яков Чернихов. Пространственно-сложная театральная цветовая композиция № 236 из цикла «Архитектурные фантазии», 1929 — 1932. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.

Фото

архивы пресс-служб

Во втором зале представлена инсталляция «Учебный класс графических искусств», где можно познакомиться с необычной методикой преподавания Чернихова, который развивал в учениках свободу мышления и фантазию через работу с беспредметными композициями и затемнением освещения в рабочем пространстве.

Следующий раздел посвящен лаборатории Чернихова в Военно-Микробиологическом институте, где он создавал зарисовки микроорганизмов, ставшие основой серии «Аристография». Эти работы раскрывают принцип абстрактных построений через тональное сочетание красок.

Яков Чернихов. Композиция из цикла «Аристография», 1918 — 1924. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова. | Источник: архивы пресс-служб

Яков Чернихов. Композиция из цикла «Аристография», 1918 — 1924. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.

Фото

архивы пресс-служб

Четвертая инсталляция — личный кабинет архитектора в доме № 8 на набережной канала Грибоедова в Ленинграде. Этот кабинет граничит в экспозиции с залом, посвященным серии «Архитектурные сказки» (пятый раздел выставки). «Архитектурные сказки» создавались на фоне смены политической парадигмы в стране, и вместе с этой сменой формулируются принципы социалистического реализма, отменяя эксперименты и свободные поиски 1920-х годов. Создавая фантазии, обращенные к древней архитектуре, Чернихов на время находит пространство, свободное от идеологических обязательств.

Яков Чернихов. Композиция № 212 «Цирк-стадион» из цикла «Основы современной архитектуры», 1925 — 1929. | Источник: архивы пресс-служб

Яков Чернихов. Композиция № 212 «Цирк-стадион» из цикла «Основы современной архитектуры», 1925 — 1929.

Фото

архивы пресс-служб

Шестой зал воссоздает проектную мастерскую Чернихова-архитектора. Самой известной постройкой стал Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик», где с 10 июля 2025 года располагается музей Якова Чернихова (как часть факультета архитектуры и дизайна Высшей школы экономики).

Яков Черхнихов. Канатный цех N-го завода (1 вариант). «Архитектурная фантазия № 329» из цикла «Конструкция архитектурных и машинных форм», 1927 — 1930. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова. | Источник: архивы пресс-служб

Яков Черхнихов. Канатный цех N-го завода (1 вариант). «Архитектурная фантазия № 329» из цикла «Конструкция архитектурных и машинных форм», 1927 — 1930. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.

Фото

архивы пресс-служб

Седьмой раздел демонстрирует работу Якова Чернихова над созданием уникального метода построения шрифтов. Результаты этой работы вошли в книгу «Построение классического шрифта», где Чернихов применил теоретические принципы разработки архитектурных форм к созданию шрифтовых моделей. В этом же зале выставка рассказывает о серии «Военная маскировка», архитектор работал над ней в начале Второй мировой войны. Цикл был почти полностью утрачен в 2006 году, когда из Российского архива литературы и искусства было украдено несколько тысяч рисунков Якова Чернихова.

Последний зал посвящен одному из самых загадочных циклов Чернихова «Дворцы и пантеоны». Антиутопичный взгляд, соединенный с виртуозным рисованием, создает композиции, вмещающие в себя пространство двадцатого столетия. Многие мотивы, обозначенные Черниховым в этом цикле, нашли воплощение в современной архитектуре, а также фантазийном мире видеогейминга и кино.

Яков Чернихов. Фантастическая композиция организации пространства сложных по форме и сочетанию элементов сооружения № 28 из цикла «Архитектурные фантазии», 1929 — 1932. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова. | Источник: архивы пресс-служб

Яков Чернихов. Фантастическая композиция организации пространства сложных по форме и сочетанию элементов сооружения № 28 из цикла «Архитектурные фантазии», 1929 — 1932. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.

Фото

архивы пресс-служб

Музеи-участники: Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева; Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ); Государственный центральный музей современной истории России; Государственный музей-заповедник «Петергоф»; Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга; частная коллекция Анны и Алексея Лыковых; частная коллекция Алексея Чуркина.

Кураторы: Андрей Чернихов, основатель Международного фонда Якова Чернихова, профессор Международной академии архитектуры; Мария Гадас, главный куратор Еврейского музея и центра толерантности

Яков Чернихов. Надуманная сложная пространственная композиция № 89 из цикла «Архитектурные фантазии», 1929 — 1932. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова. | Источник: архивы пресс-служб

Яков Чернихов. Надуманная сложная пространственная композиция № 89 из цикла «Архитектурные фантазии», 1929 — 1932. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.

Фото

архивы пресс-служб

Когда: 19 сентября 2025 — 11 января 2026 года

Где: Москва, Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1А

Яков Чернихов. Композиция № 251 из цикла «Конструкция архитектурных и машинных форм», 1927 — 1931. | Источник: архивы пресс-служб

Яков Чернихов. Композиция № 251 из цикла «Конструкция архитектурных и машинных форм», 1927 — 1931.

Фото

архивы пресс-служб