Яков Чернихов. «Архитектурная фантазия № 14» из цикла Архитектурные фантазии, 1929-1932.
На выставке представлено более 500 экспонатов — архитектурные проекты, графические циклы, макеты, рукописи, фотографии, документы, личные вещи архитектора, которые будут объединены в восемь разделов. Выставочный проект реализован при поддержке Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева и Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).
Основным вектором экспозиции станет попытка проследить уникальный визионерский дар Якова Чернихова, на много десятилетий вперед предвосхитившего развитие архитектуры, орнаментального искусства, дизайна и мультимедиа.
Яков Чернихов. «Архитектурная фантазия № 95» из цикла «Архитектурные фантазии», 1929 — 1932. Российский государственный архив литературы и искусства.
Экспозиция построена вне хронологической последовательности, при этом биография архитектора реконструируется через важные для него места пребывания и самые главные периоды работы. Работы Якова Чернихова погружают зрителя в историю архитектуры первой половины двадцатого столетия — от авангардных экспериментов к сталинской неоклассике, от стилистических поисков к гегемонии большого стиля, — а также рассказывают о влиянии опытов зарубежного высотного строительства на советскую архитектуру 1930–1950-х годов.
Яков Чернихов. «Дом-гигант в Нью-Йорке». Композиция № 223 из цикла «Основы современной архитектуры», 1925 — 1929. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.
«Новая выставка впервые покажет наследие архитектора авангарда Якова Чернихова максимально полно. Кураторы задумали его как серию кабинетов, каждый из которых раскрывает определенную грань таланта мастера. Его архитектурные шедевры и сегодня вдохновляют современных архитекторов, педагогов и студентов. Экспозиция включает коллекцию оригинальных работ Чернихова, а уникальная архитектура выставки станет площадкой для диалога и стартом развития собственных творческих фантазий для каждого посетителя», — отметила Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности.
Яков Чернихов. Композиция из цикла «Основы современной архитектуры», 1925 — 1929.
Первый зал выставки при помощи мультимедийного решения позволит посетителям почувствовать уникальность архитектуры Чернихова, где пространство как будто освобождается от законов гравитации, а идеи — от концепций «правильного» и «должного».
Яков Чернихов. «Памятник Колумбу». Объемно-конструктивная композиция из цикла «Основы современной архитектуры», 1925 — 1929. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.
Яков Чернихов. Пространственно-сложная театральная цветовая композиция № 236 из цикла «Архитектурные фантазии», 1929 — 1932. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.
Во втором зале представлена инсталляция «Учебный класс графических искусств», где можно познакомиться с необычной методикой преподавания Чернихова, который развивал в учениках свободу мышления и фантазию через работу с беспредметными композициями и затемнением освещения в рабочем пространстве.
Следующий раздел посвящен лаборатории Чернихова в Военно-Микробиологическом институте, где он создавал зарисовки микроорганизмов, ставшие основой серии «Аристография». Эти работы раскрывают принцип абстрактных построений через тональное сочетание красок.
Яков Чернихов. Композиция из цикла «Аристография», 1918 — 1924. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.
Четвертая инсталляция — личный кабинет архитектора в доме № 8 на набережной канала Грибоедова в Ленинграде. Этот кабинет граничит в экспозиции с залом, посвященным серии «Архитектурные сказки» (пятый раздел выставки). «Архитектурные сказки» создавались на фоне смены политической парадигмы в стране, и вместе с этой сменой формулируются принципы социалистического реализма, отменяя эксперименты и свободные поиски 1920-х годов. Создавая фантазии, обращенные к древней архитектуре, Чернихов на время находит пространство, свободное от идеологических обязательств.
Яков Чернихов. Композиция № 212 «Цирк-стадион» из цикла «Основы современной архитектуры», 1925 — 1929.
Шестой зал воссоздает проектную мастерскую Чернихова-архитектора. Самой известной постройкой стал Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик», где с 10 июля 2025 года располагается музей Якова Чернихова (как часть факультета архитектуры и дизайна Высшей школы экономики).
Яков Черхнихов. Канатный цех N-го завода (1 вариант). «Архитектурная фантазия № 329» из цикла «Конструкция архитектурных и машинных форм», 1927 — 1930. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.
Седьмой раздел демонстрирует работу Якова Чернихова над созданием уникального метода построения шрифтов. Результаты этой работы вошли в книгу «Построение классического шрифта», где Чернихов применил теоретические принципы разработки архитектурных форм к созданию шрифтовых моделей. В этом же зале выставка рассказывает о серии «Военная маскировка», архитектор работал над ней в начале Второй мировой войны. Цикл был почти полностью утрачен в 2006 году, когда из Российского архива литературы и искусства было украдено несколько тысяч рисунков Якова Чернихова.
Последний зал посвящен одному из самых загадочных циклов Чернихова «Дворцы и пантеоны». Антиутопичный взгляд, соединенный с виртуозным рисованием, создает композиции, вмещающие в себя пространство двадцатого столетия. Многие мотивы, обозначенные Черниховым в этом цикле, нашли воплощение в современной архитектуре, а также фантазийном мире видеогейминга и кино.
Яков Чернихов. Фантастическая композиция организации пространства сложных по форме и сочетанию элементов сооружения № 28 из цикла «Архитектурные фантазии», 1929 — 1932. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.
Музеи-участники: Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева; Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ); Государственный центральный музей современной истории России; Государственный музей-заповедник «Петергоф»; Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга; частная коллекция Анны и Алексея Лыковых; частная коллекция Алексея Чуркина.
Кураторы: Андрей Чернихов, основатель Международного фонда Якова Чернихова, профессор Международной академии архитектуры; Мария Гадас, главный куратор Еврейского музея и центра толерантности
Яков Чернихов. Надуманная сложная пространственная композиция № 89 из цикла «Архитектурные фантазии», 1929 — 1932. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова.
Когда: 19 сентября 2025 — 11 января 2026 года
Где: Москва, Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1А
Яков Чернихов. Композиция № 251 из цикла «Конструкция архитектурных и машинных форм», 1927 — 1931.