В красном кубе, похожем на произведение художника Джорджо де Кирико и расположенном в центре участка, находится склеп.
Альдо Росси, которого одни критиковали как «архитектора только на бумаге», а другие провозглашали лидером постмодернизма, создал в Сан-Катальдо работу, определяющую его наследие. Проект стал чем-то кардинально новым в мире утилитарного модернизма. Здесь архитектура следует не практической необходимости, а чистой идее, рисунку и глубокой философской концепции.
Внутри красного куба находится оссуарий. Он смешивает графические эффекты на четырех уровнях: вертикальные линии, шахматные фигуры и диагонали.
Центральным элементом комплекса, настоящей доминантой, стал красный куб, возвышающийся посреди поля. Этот объект, напоминающий произведения де Кирико своей геометрической чистотой и сюрреалистичной отстраненностью, служит оссуарием — хранилищем для праха. Перфорированные стены создают сложную игру света и тени, превращая утилитарное сооружение в объект метафизического созерцания.
Коридор, окруженный узкими бетонными стенами, разделяет различные части кладбища. Он проходит вдоль семейных мраморных склепов, похожих на пляжные домики.
Оригинальный замысел Альдо Росси был грандиознее: рядом с кубом должна была парить гигантская пирамида с высокой трубой-дымоходом, символизирующая связь между земным и небесным, индустриальным и сакральным. Однако эта часть так и не была реализована, и проект остался незавершенным, что лишь добавило ему ауру мифа и незавершенного высказывания.
Местные жители, не сразу принявшие авангардный язык, прозвали комплекс «Кондоминиум», подчеркивая его непохожесть на традиционные кладбища.
Первоначальный проект кладбища Сан-Катальдо. Красный куб расположен рядом с так и не построенной пирамидой, которая должна была заканчиваться огромной дымовой трубой.
Пространство организовано как последовательность строгих, почти монохромных видов. Длинные коридоры, обрамленные узкими бетонными стенами, ведут между рядами семейных склепов из белого мрамора, чьи формы вызывают ассоциации с пляжными кабинками — еще одна игра Альдо Росси на грани серьезного и ироничного.
Повсюду повторяются чистые геометрические формы: треугольники в элементах ограждения, квадратные окна, цилиндрические колонны. Эта повторяемость создает ритм, гипнотический и умиротворяющий.
Один из фонтанов, расположенных по обе стороны от главного входа. Треугольник — повторяющаяся фигура в работах Альдо Росси.
Сам Альдо Росси говорил, что архитектура обладает «силой обездвиживания», позволяющей на мгновение отстраниться перед лицом смерти. Сан-Катальдо — именно такое место. Это портал, который, по словам архитектора, позволяет «видеть реальность как вымысел», а затем использовать этот вымысел для построения новой реальности. Прогулка по его аллеям — это опыт, балансирующий между меланхолией и просветлением, где бетон и сталь говорят о вечном на языке чистой, почти абстрактной формы.