На месте московского монорельса построят парящий парк: разбираем «за» и «против» | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Совсем недавно москвичи дружно решали судьбу Московского цирка на портале «Активный гражданин» (любопытный факт: в итоге победил все тот же спорный проект, который был заявлен изначально). И вот теперь на новом голосовании решилась судьба Московского монорельса. На его месте начнется строительство парящей прогулочной зоны по образу и подобию знаменитого парка Хай-Лайн в Нью-Йорке, а открыть его для посетителей планируют в 2027 году.

Источник: ag.mos.ru
Фото

ag.mos.ru

Он будет сделан на основе существующей конструкции монорельса: несущие конструкции усилят, а инженерные коммуникации обновят. И, конечно, там появятся зоны отдыха, беговые дорожки, кафе, лавочки, цветники, деревья и освещение. «Главное в этом парке — возможность насладиться панорамными видами города с новых ракурсов, которые открывают совершенно иную перспективу на город», — говорится в описании проекта.

Источник: ag.mos.ru
Фото

ag.mos.ru

На визуализациях все выглядит красиво. Но одно дело красивая картинка — другое дело реальность. Что в итоге получится у авторов идеи, неизвестно. В качестве референса они амбициозно взяли нью-йоркский Хай-Лайн — пожалуй, самый известный в мире пример парящего парка, созданного на месте заброшенной железнодорожной ветки High Line в Нижнем Манхэттене. Озеленением променада длиной 2,3 км, идущего на высоте 10 метров над нью-йоркскими улицами, занимался звездный ландшафтный дизайнер Пит Удольф (Piet Oudolf), и именно благодаря ему этот проект получил такой резонанс. А что в итоге получится у отечественных специалистов и насколько вообще нужен москвичам прогулочный променад в этом районе и так богатом парками, большой вопрос.

Источник: ag.mos.ru
Фото

ag.mos.ru

Источник: ag.mos.ru
Фото

ag.mos.ru

Идея строительства в Москве монорельса принадлежит бывшему мэру Юрию Лужкову, который мечтал увидеть, как по воздуху столицы курсируют красивые современные поезда. Главный редактор myDecor прекрасно помнит первые визуализации — на них разноцветные вагончики «позировали» на фоне Кремля, Воробьевых гор и других достопримечательностей города.

Указ о начале планирования монорельсовой транспортной системы был подписан в 1998 году, а сама реализация этого проекта заняла шесть лет: первых пассажиров монорельс принял 20 ноября 2004 года. Депо монорельса построили на территории трамвайного депо им. Баумана — на месте бывшего музея пассажирского транспорта Москвы под открытым небом (для этого спилили многовековые деревья и уничтожили парк).

Правда, глобальной «монорельсизации» столицы так и не случилось: линия была одна — от станции «Улица Сергей Эйзенштейна» до станции метро «Тимирязевская», и по ней ходило два состава. Монорельс работал в экскурсионном режиме с 10:00 до 16:00, стоимость проезда составила 50 рублей для взрослых и 25 рублей для школьников.

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Монорельс пользовался большой популярностью у москвичей и гостей столицы, которые с удовольствием катались на этом «аттракционе». К тому же он связал между собой оранжевую и серую ветки метрополитена, что было крайне удобно. В итоге, в 2008 году он стал полноценной частью столичной системы городского транспорта и был переведен в транспортный режим. Время работы было увеличено с 7:00 до 23:00, а цены за поездку снижены. Как показала статистика, за первую неделю работы монорельс перевез 37 871 человек — в три раза больше, чем во время его работы в экскурсионном режиме.

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

С уходом Юрия Лужкова в отставку многие его проекты были приостановлены. Коснулось это и его любимого «детища» — монорельса: уже тогда появились разговоры о нерентабельности и дороговизне проекта. 23 января 2017 года его вернули в экскурсионный режим (официальная причина — снижение пассажиропотока), сократилось и число составов, которые годами не ремонтировались и постепенно выходили из строя.

С тех пор в информационном пространстве постоянно звучат голоса за полный демонтаж монорельса. По официальной версии, его эксплуатация обходится слишком дорого (на содержание системы ежегодно уходит более 800 млн. рублей), но местные жители и районные активисты небезосновательно опасаются, что на то есть и другая, более важная причина — драгоценная земля. Ведь велик шанс, что монорельс снесут «по желанию москвичей», а парк так и не построят — зато на месте депо появится очередной элитный небоскреб.

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru