Я. Чернихов. «Фантастическая композиция организации пространства сложных по форме и сочетанию элементов сооружения № 28» из цикла «Архитектурные фантазии». 1929-1932. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова | Источник: фонд имени Якова Чернихова

Я. Чернихов. «Фантастическая композиция организации пространства сложных по форме и сочетанию элементов сооружения № 28» из цикла «Архитектурные фантазии». 1929-1932. Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова

Фото

фонд имени Якова Чернихова

Архитекторы авангарда стремились сделать форму выразителем функции, а красивое — прямым следствием рационального. Братья Веснины, Константин Мельников, Моисей Гинзбург, Иван Леонидов и другие яркие творцы экспериментировали с пространственными решениями и эстетической выразительностью. Идеи композиционной свободы поддерживал и Яков Чернихов, чья графика и «бумажная архитектура» вдохновила потомков на смелые формальные поиски; многие его работы сегодня представлены на выставке «Яков Чернихов. Образы будущего. Архитектурные фантазии русского авангарда» в Еврейском музее и центре толерантности.

Спустя сто лет понять логику авангардистов может быть непросто. Но можно вспомнить, какими принципами они руководствовались.

Я. Чернихов. «Архитектурная фантазия № 14» из цикла «Архитектурные фантазии». 1929-1932 | Источник: архив пресс-служб

Я. Чернихов. «Архитектурная фантазия № 14» из цикла «Архитектурные фантазии». 1929-1932

Фото

архив пресс-служб

Функция = конструкция

Если взглянуть на авангардные здания, можно легко считать, для чего они были построены. У ДК (Дворцов культуры) скорее всего будет характерный полукруглый объем зрительного зала, а у завода — вытянутые по горизонтали корпуса с ленточными окнами, через которые естественный свет равномерно освещает производственные линии.

Ключевая идея архитектуры авангарда звучит так: форма всегда следует функции. Каждая деталь в таких зданиях неслучайна: конструкция выражает смысл, а планировка вырастает из потока процессов — социальных, механических, технологических. Архитектор здесь работает как талантливый переводчик с «утилитарного» на «художественный» язык, помогая новому человеку строить экспериментальный новый быт.

Я. Чернихов. «Канатный цех N-го завода(1 вариант). Архитектурная фантазия № 329» из цикла «Конструкция архитектурных и машинных форм», 1927 — 1930, Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова | Источник: фонд имени Якова Чернихова

Я. Чернихов. «Канатный цех N-го завода(1 вариант). Архитектурная фантазия № 329» из цикла «Конструкция архитектурных и машинных форм», 1927 — 1930, Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова

Фото

фонд имени Якова Чернихова

Я. Чернихов. Композиция из цикла «Основы современной архитектуры». 1925 1929 | Источник: архив пресс-служб

Я. Чернихов. Композиция из цикла «Основы современной архитектуры». 1925 1929

Фото

архив пресс-служб

Архитекторы авангарда использовали ряд технических приемов, которые радикально меняли пространство и внешний облик зданий. Вся конструкция держалась на внутреннем каркасе, а не на стенах, что позволяло сочетать разные геометрические формы, создавать выступы, углубления и вырезы.

Горизонтальные широкие окна наполняли помещения светом и объединяли интерьер с внешним пространством, а плоская крыша превращалась в функциональное пространство: террасы, сады, спортивные площадки использовали каждый квадратный метр максимально рационально. Свободная планировка позволяла без ограничений распределять комнаты и коридоры, создавать открытые зоны или объединять функции, подстраивая пространство под нужды людей, а не наоборот.

Я. Чернихов. «Композиция № 251» из цикла «Конструкция архитектурных и машинных форм». 1927 — 1931 | Источник: архив пресс-служб

Я. Чернихов. «Композиция № 251» из цикла «Конструкция архитектурных и машинных форм». 1927 — 1931

Фото

архив пресс-служб

Я. Чернихов. «Композиция № 212». Цирк-стадион из цикла «Основы современной архитектуры». 1925-1929 | Источник: архив пресс-служб

Я. Чернихов. «Композиция № 212». Цирк-стадион из цикла «Основы современной архитектуры». 1925-1929

Фото

архив пресс-служб

Конструкции и материалы как художественные средства

Авангардисты верили, что архитектура не нуждается в декоре. Что стальная ферма, поддерживающая пролет, может быть столь же изящной, сколь изящна колонна античного храма. Они не украшали, а подчеркивали: позволяли материалам проявить естественную природу, а зданиям — «говорить» фактурой и формой. Авангардисты видели в этом не отказ от красоты, а ее переосмысление — освобождение архитектуры от «нарядности» ради акцента на форме и конструкции.

Я. Чернихов. «Памятник Колумбу». Объемно-конструктивная композиция из цикла «Основы современной архитектуры», 1925-1929, Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова | Источник: фонд имени Якова Чернихова

Я. Чернихов. «Памятник Колумбу». Объемно-конструктивная композиция из цикла «Основы современной архитектуры», 1925-1929, Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова

Фото

фонд имени Якова Чернихова

Я. Чернихов. «Дом-гигант в Нью-Йорке. Композиция № 223» из цикла «Основы современной архитектуры», 1925-1929, Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова | Источник: фонд имени Якова Чернихова

Я. Чернихов. «Дом-гигант в Нью-Йорке. Композиция № 223» из цикла «Основы современной архитектуры», 1925-1929, Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова

Фото

фонд имени Якова Чернихова

Геометризация формы

Базовым алфавитом авангардистов стала геометрия. Архитекторы, художники и инженеры экспериментировали с пространственными сочетаниями простых геометрических форм. Но за внешней простотой стояли сложные поиски. Константин Мельников строил свой знаменитый дом на Арбате не ради эксперимента с пересечением цилиндров, а как результат долгих размышлений о свете и вентиляции. Клуб имени Русакова с его «веерными» выступами вовсе не имитирует шестеренку — это тщательно рассчитанная пространственная композиция, где каждый зал развернут к сцене, как рупор, усиливающий слышимость.

Геометрия в архитектуре авангарда стала способом организовать пространство, движение и взаимодействие человека со средой. Пространство понималось как живой конструктор, из которого можно создавать новые сценарии жизни.

Я. Чернихов. Композиция из цикла «Аристография», 1918 — 1924, Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова | Источник: фонд имени Якова Чернихова

Я. Чернихов. Композиция из цикла «Аристография», 1918 — 1924, Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова

Фото

фонд имени Якова Чернихова

Я. Чернихов. «Пространственно-сложная театральная цветовая композиция № 236» из цикла «Архитектурные фантазии». 1929-1932, Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова | Источник: фонд имени Якова Чернихова

Я. Чернихов. «Пространственно-сложная театральная цветовая композиция № 236» из цикла «Архитектурные фантазии». 1929-1932, Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова

Фото

фонд имени Якова Чернихова

На службе у «нового человека»

Геометрия помогала рационализировать быт, упорядочить коллективное пространство, задать общий ритм — и в конечном итоге сформировать новое сознание. Как и многие другие здания эпохи, проекты авангардистов создавались как инструменты воспитания и организации общего быта в пространстве, где человек жил, трудился и отдыхал в согласии с идеями социализма.

Предполагалось, что фабрики-кухни освободят женщин от домашнего труда, превратив приготовление пищи в индустриальный процесс; дома-коммуны воплотят модели коллективного проживания с общими прачечными, столовыми и детскими комнатами; а клубы станут центрами культурной и социальной жизни.

Я. Чернихов. «Композиция № 157». Формовая конструкция из цикла «Основы современной архитектуры». 1925 1929 | Источник: архив пресс-служб

Я. Чернихов. «Композиция № 157». Формовая конструкция из цикла «Основы современной архитектуры». 1925 1929

Фото

архив пресс-служб

Архитектура авангарда стремилась не просто удовлетворить потребности времени, а предвосхитить будущее — рациональное, коллективное, технологичное. Сегодня эти постройки воспринимаются как памятники утопии. Но благодаря авангардистам последующие десятилетия получили огромное наследие идей, питающих архитектуру по сей день.

Я. Чернихов. «Архитектурная фантазия № 95» из цикла «Архитектурные фантазии». 1929-1932, Российский государственный архив литературы и искусства | Источник:  Российский государственный архив литературы и искусства

Я. Чернихов. «Архитектурная фантазия № 95» из цикла «Архитектурные фантазии». 1929-1932, Российский государственный архив литературы и искусства

Фото

Российский государственный архив литературы и искусства