Купола, расположенные на въезде в деревню, являются основными зданиями в программе, разработанной архитектором Анри Муэттом и скульптором Пьером Секели. В них есть лобби для посетителей, административные помещения и зоны общественного питания. | Источник: Марион Беррин

Купола, расположенные на въезде в деревню, являются основными зданиями в программе, разработанной архитектором Анри Муэттом и скульптором Пьером Секели. В них есть лобби для посетителей, административные помещения и зоны общественного питания.

Фото

Марион Беррин

Все началось с идеи одного человека — Пьера Ленэ. Он верил, что отпуск, право на который только что завоевали французские рабочие, должен быть не роскошью, а реальностью для каждой семьи. В 1964 году он основал ассоциацию «Renouveau» (с фр. «обновление») с четкой целью: создать место, где ценность отдыха не будет зависеть от финансовых возможностей человека.

Свою мечту он доверил двум талантливым друзьям — архитектору Анри Муэтту и скульптору Пьеру Секели. Вместе они отправились в Бек-Мей, тихую местность в коммуне Фуэнан, чтобы построить первый в стране настоящий курорт.

Источник: Марион Беррин
Фото

Марион Беррин

Строительство, начавшееся в 1968 году, сразу же начало обрастать слухами. Местные жители, видя, как из земли появляются странные округлые формы, шептались о сектантской коммуне или даже секретном военном объекте.

Никому и в голову не могло прийти, что эти «лунные пейзажи» задуманы как гостеприимный курорт на 600 человек, где цена проживания рассчитывается по доходу семьи. Когда правда открылась, она поразила всех своей гуманистической простотой и масштабом фантазии.

Источник: Марион Беррин
Фото

Марион Беррин

Само архитектурное решение родилось почти случайно. Анри Муэтт однажды увидел в журнале статью о необычной заправке в форме динозавра, построенной с помощью технологии набрызг-бетона на металлический каркас.

Этот метод позволял быстро и недорого возводить прочные конструкции любых, даже самых фантастических форм. Для Муэтта и Секели это стало ответом на главный вопрос: как выразить идею общности и равенства? Они выбрали круг. Купол, арка, сфера — формы, в которых нет ни верха, ни низа, ни углов, чтобы спрятаться. «Это прекрасный способ собрать людей вместе», — говорил Пьер Секели. Так родилась «архитектура-скульптура», где каждый объект — это одновременно и функциональное здание, и произведение искусства.

На окраине деревни находится здание, предназначенное для размещения персонала. | Источник: Марион Беррин

На окраине деревни находится здание, предназначенное для размещения персонала.

Фото

Марион Беррин

Центром деревни стали два огромных купола у входа, вместившие ресепшен и ресторан. Театр, напоминающий своими плавными очертаниями выбросившегося на берег кита, получил название La Baleine (с фр. «кит»).

У въезда в деревню, на насыпи, металлическая скульптура работы Секели. | Источник: Марион Беррин

У въезда в деревню, на насыпи, металлическая скульптура работы Секели.

Фото

Марион Беррин

Даже детская площадка превратилась в красочную круглую арену, где окна были раскрашены художницей Верой Секели, женой скульптора. Её яркие фрески и мозаики, частично сохранившиеся до наших дней, добавили проекту теплоты и человечности. Металлические скульптуры Пьера Секели, расставленные среди куполов, завершили этот уникальный ансамбль, ведущий безмолвный диалог и с природой, и с теми, кто здесь отдыхает.

На сегодняшний день сохранились только две фрески Веры Секели, в том числе этот яркий Посейдон. | Источник: Марион Беррин

На сегодняшний день сохранились только две фрески Веры Секели, в том числе этот яркий Посейдон.

Фото

Марион Беррин

За более чем полувековую историю деревня Ренуво получила много народных прозвищ, которые лучше любых официальных описаний передают ее суть. «Деревня Барбапап» — за сходство куполов с известными мультяшными персонажами, способными принимать любую форму. «Гроздь иглу» — за белый цвет и округлость. Более ироничное «Сосоквиль» лишь подчеркивает, насколько органично и просто эти формы были восприняты людьми.

Детский сад образует закрытую арену с открытым пространством в центре. Цвета для проемов были придуманы художницей Верой Секели, женой скульптора. | Источник: Марион Беррин

Детский сад образует закрытую арену с открытым пространством в центре. Цвета для проемов были придуманы художницей Верой Секели, женой скульптора.

Фото

Марион Беррин

На открытии курорта в 1970 году Пьер Секели сказал: «Некоторые, видя эту деревню, восклицали, что это лунная архитектура. А я бы хотел, чтобы будущие посетители с других планет, увидев ее, поняли, что такой была настоящая земная архитектура». Его мечта сбылась. Сегодня Ренуво — не просто действующий курорт. Это признанный памятник архитектуры XX века, внесённый в реестр национального наследия Франции.

Театр La Baleine сбоку. Каждый вечер он приглашает отдыхающих на отдохнуть и повеселиться. | Источник: Марион Беррин

Театр La Baleine сбоку. Каждый вечер он приглашает отдыхающих на отдохнуть и повеселиться.

Фото

Марион Беррин

Его бетонные купола, пережив пять десятилетий, не просто стоят — они, по точному выражению поэта Поля Валери, «поют». Они поют гимн свободе, доступной красоте и той дерзкой мечте, которая способна изменить мир, начав с маленького участка земли у бретонского побережья. Это место, где архитектура перестала быть просто укрытием и стала воплощением надежды на более открытое и радостное будущее.