Центр современной культуры «Целинный» в Алматы переделан лондонским архитектором Асифом Ханом из одноименного модернистского кинотеатра, построенного в 1964 году. В пост-советскую эпоху здание пришло в упадок, его монументальный зрительный зал с самым большим в Советском Союзе экраном был разделен на небольшие помещения, а исторические сграффито местами были утрачены.
С 2017 года команда будущего центра современной культуры начала реконструкцию. Асиф Хан работал с казахским архитектором Зауре Айтаевой, чтобы укрепить конструкцию, защитив ее от возможной сейсмической активности и вернуть зданию первоначальную чистоту модернисткой формы и структуры.
В процессе реконструкции обнаружили скрытое за панелями из гипсокартона сграффито советского художника Евгения Сидоркина. Команда работала с местными реставраторами и архивными фотографиями, чтобы восстановить сграффито, очистив его от слоев краски и разместив его в просторным фойе. «Мы решили оставить шрамы видимыми, чтобы все области, поврежденные в 2000-х годах и восстановленные, были белыми и отличались от оригинала», — рассказывает Асиф Хан.
Архитекторы начали с того, что разобрали здание, оставив лишь 18-метровый зрительный зал в самом центре, укрепив его изнутри стальным каркасом и сохранив оригинальную крышу. Все вокруг зрительного зала пришлось перестроить, но это было сделано в пределах первоначального плана. Сохранение исходного размера и высоты здания было важно, поскольку кинотеатр — известная и значимая местная достопримечательность.
Одно из самых важных изменений в здании, пожалуй, является и самым практичным. Благодаря демонтажу первоначальной лестницы, ведущей ко входу, и «выемке грунта до достижения универсального уровня», Центр «Целинный» стал более доступным и визуально лучше связан с улицей. Весь первый этаж находится в одной плоскости, что архитектор сравнивает с горизонтальностью казахской степи.
Волнообразный главный фасад несет не только архитектурную (его изгибы уравновешивают монументальный объем здания), но и символическую функцию. Он вдохновлен космологией кочевых народов. По замыслу архитекторов, эта форма напоминает облако и символизирует диалог между Тенгри — Небом и Умай — Землей, и возможности, появляющиеся из их союза.
Новые крылья здания сделаны из панелей фибробетона и украшены метафорическим рельефом, напоминающим петроглифы. Этот рельеф одновременно отсылает к древним казахским цивилизациям, сграффито Сидоркина и художественному языку будущего. Большинство петроглифов высечены на стене и подсвечиваются ночью, создавая особую атмосферу, другие же высечены в стене здания и превращаются в загадочные окна.
Асиф Хан сохранил в здании открытый бетон, дополнив его отделкой местным камнем, напоминающим о природе Казахстана. Стойка регистрации изготовлена из богатого ископаемыми известняка Мангистауской области, а речной камень из Алматинской области усиливают связь между интерьером и ландшафтом.
В центре здания находится первоначальный зрительный зал, изначально вмещавший более 1500 мест. Это огромное пространство будет использоваться для разных мероприятий: от театральных и музыкальных постановок до выставок и круглых столов, а более камерные показы будут проходить в галерее в одном из крыльев фойе.
На первом этаже также расположены кафе со стеклянным фасадом и книжный магазин, а в задней части здания — чайная комната, из которой открывается вид на Никольский собор и парк. Наверху находятся учебная «мастерская» и офисы, а на самом верхнем этаже — еще не открывшийся ресторан на крыше с видом на вершины гор Иле-Алтау.