Какой бы ни была цель прихожан, архитекторы всегда старались строить церкви так, чтобы храмы помогали забыть о мирском, о том, что эти здания сделаны из бетона, дерева или стекла. И главным материалом при постройке храмов, кажется, является свет — который наполняет пространство или будто бы растворяет стены.
Церковь Святого сердца в районе Мюнхен-Нойхаузен
Недавно построенная, но уже ставшая известной, церковь Святого Сердца в Нойхаузене построена архитекторами AllmannWappner. За самыми большими церковными дверями в мире (общей шириной в 21 метр) скрывается деревянный куб с органной галереей. Войдя, посетители оказываются в залитом светом интерьере. Две его оболочки (внешняя, из тонированного синего стекла на стальном каркасе, и внутренняя, из многослойной древесины) блокируют внешний мир, но не свет. От прямых солнечных лучей защищают более 2000 деревянных жалюзи. Над алтарем в залитом светом зале висит занавес от пола до потолка, на который проецируется огромный крест.
Церковь Переподобного Руперта Майера в Поинге
«Самая красивая современная церковь в мире находится в Баварии», — говорили по радио, когда приходская церковь Преподобного Руперта Майера в Поинге получила международную премию Фонда Братата Соли в 2020 году — опередив 112 других проектов из 33 стран. Белая церковь, спроектированная Meck Architekten, воплощает концентрированную тишину.
Наклон крыши над алтарем делает здание немного похожим на палатку. Фасад и крышу покрывают 15 000 керамических плиток, благодаря чему здание напоминает свитер или мятую ткань.
Приходской центр Святого Франциска в Регенсбурге
Как только двойные двери распахиваются, вестибюль вспыхивает золотистым светом сквозь массивную кирпичную кладку. Яркий свет окутывает посетителей приходского центра Святого Франциска в Регенсбург-Бургвайнтинге. Там, где обычно располагаются балки и тяжелые кровельные конструкции, архитектурное бюро Königs Architekten из Кельна натянуло мембрану, своего рода киноэкран. Он наполняет интерьер церкви облачными пейзажами и небесно-голубым цветом. Божественное кино.
Эллиптическая стена растет вверх, вращаясь и многократно перекрываясь, перспективы постоянно искажаются и меняются. Посетители оказываются в эпицентре разрушительного урагана, в точке его затишья. Церковь, холодно рассчитанная форма, созданная на компьютере, становится защитным пространством: над ней свет иногда сверкает настолько интенсивно, что переход между стеной и потолком размывается.
Церковь Святого Петра в Венценбахе
Деревенскую церковь Святого Петра в Венценбахе хотели снести из-за ее ветхого состояния. Но архитекторы Brückner & Brückner отреставрировали ее. «Частокол» фасада отражает шум улицы, а внутри находится часовня с золотым алтарем и новый неф с переливающимися витражами, цвет которых меняется от синего до фиолетового.
Церковь Святого Энгельберта в Кельн-Риле
Если бы нужно было описать современную немецкую церковную архитектуру через призму одной семьи мастеров-строителей, это были бы три поколения семьи Бем: Доминик, Готфрид и Пауль Бем. Церковь Святого Энгельберта в Кельн-Риле — один из их проектов. Доминик Бем описывал ее как «проект со звездным куполом и отдельно стоящей башней».
Эта, казалось бы, танцующая конструкция (построенная между 1930 и 1932 годами) играет с формами параболы, которая охватывает все восемь фасадов, подобно арке, соединяющей небо и землю, и одновременно демонстрирующей современность — статичную конструкцию из железобетона. Вершина восьми арок действительно поддерживает своего рода звездный купол.
Центральная мечеть Кельна
Мечети часто располагаются на окраинах городов, зажатые между складами и логистическими компаниями. Центральная мечеть Кельна, построенная в 2009 году, отличается от них.
Молитвенный зал, окруженный библиотекой и административными помещениями, раскрывается, словно цветок. Шесть оболочек изгибаются «над вертикальными стенами, образуя защитную крышу над священным пространством», — объясняет кельнский архитектор Поль Бем. Перегородки конструкции выполнены из прозрачного стекла, благодаря чему создается связь между внутренним и внешним пространством.
Часовня Брата Клауса в Мехернихе
Петер Цумтор построил это здание для частного заказчика. Началось все с подобия огромной палатки, сделанной из 112 елей из близлежащего леса, которые позже стали внутренним убранством часовни. Стволы были покрыты бетоном и уложены в высоту на двенадцать метров.
Три недели внутри горел огонь, обугливавший стволы деревьев и превращавший их в пепел, пока не осталась лишь черная бетонная стена, пустое пространство, устремленное в небо. Это пространство, говорящее о земной гравитации и одновременно о трансцендентности, направляющее взгляд внутрь, но в то же время возвышающее его. Свет, льющийся сверху, стекает по стенам и танцует на полу из олова и свинца.
Новая синагога в Дрездене
На берегу Эльбы, где стояла синагога Семпера, сгоревшая в 1938 году, почти четверть века стоит Новая синагога — символ надежды после Холокоста. Архитекторы Wandel Lorch Götze Wach объединили две разные структуры: общественный центр и храм. Они задумали создать символ напряжения между стабильностью и хрупкостью, между постоянным и временным состояниями, и поэтому каменный храм выглядит движущимся — благодаря небольшому смещению камней. Здесь история не остановилась; здесь напряжение ощутимо.
Внутри синагога совершенно иная. Центральное пространство для молитвы свободно располагается внутри массивной конструкции и как бы окутано металлической тканью, меняющей цвет и отражающей свет.