Успенский кафедральный собор в городе Владимире (1158-89 гг). Несмотря на последующие перестройки, структура этого храма сохранила крестово-купольную композицию, восходящую к византийской традиции.
Крестово-купольный тип храма
К этому типу относятся все самые известные храмовые постройки региона, которые мы перечислим ниже.
В плане такой храм напоминает равноконечный крест. Центральное пространство образуют четыре опорных столба, между которыми пролегают нефы — продольные и поперечные проходы. Над местом их пересечения поднимается барабан с куполом. Восточная часть, как правило, завершается полукруглыми апсидами — пониженными выступами здания — в центральной из них размещается алтарь, а в боковых — жертвенник и дьяконник.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, ныне Ярославская область. Строительство начал Юрий Долгорукий в 1152 году, а завершил его сын Андрей Боголюбский в 1157-м. С восточной стороны расположены апсиды.
План Успенского собора во Владимире. Центральный купол опирается на 4 столба, по краям храма расположены еще четыре главы.
Аркатурный пояс / аркатура
Аркатура — ряд маленьких глухих арок, вмонтированных в фасадную плоскость. В данном случае арки не проемы, а декоративный рельефный элемент. В храмах Владимирской области они объединяются в пояс, проходящий вдоль верхней части стен — так называемый аркатурный фриз. Он делит фасад на части, создает ритм и придает монументальному каменному зданию легкость.
Собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225). Аркатурно-колончатый пояс оживляет каменную плоскость, словно мерцающий узор на тяжелой ткани
Аркатурно-колончатый пояс на фасаде Дмитриевского собора (1194-97 гг) во Владимире, построенного князем Всеволодом Большое Гнездо
Прясло
Термин «прясло» в храмовой архитектуре обозначает участок стены между двумя вертикальными элементами, чаще всего пилястрами (вертикальными выступами) или колоннами. В аркатурном поясе прясло может быть обрамлено аркой, в простом фасаде просто быть ограничено визуально.
Прясло — не просто пустое пространство между украшениями, а самостоятельный элемент композиции. В архитектуре Владимиро-Суздальской земли прясла часто служили «полотнами» для резьбы или рельефа.
Прясла церкви Бориса и Глеба в Кидекше (1152 г) — древнейшего из памятников белокаменного зодчества Северо-Восточной Руси. Строительство инициировал Юрий Долгорукий
Закомара
Закомара — завершение наружной стены, чаще всего полукругом или килевидной дугой. Она выносит наружу форму скрытого свода.
А вот в более поздней храмовой архитектуре часто создавались ложные закомары, исполнявшие чисто декоративную функцию, не имеющие соответствия внутри храма. Их называют кокошниками, по аналогии с женскими головными уборами.
В Дмитриевском соборе Владимира фасад венчается чередой закомар, подобных волнам, катящимся к небу. Но они не просто украшают здание снаружи, а строго соответствуют внутренней конструкции сводов
Перспективный портал
Портал — главный вход в храм — оформлялся с особым размахом. Уступчатые откосы, колонны, архивольты (наружное обрамление арочного проема), рельефные арки создавали иллюзию глубины и втягивали взгляд внутрь. Такой портал не просто вход, а символ перехода от земного к небесному, сакральному.
Знаменитый Храм Покрова-на-Нерли (1165 г.) в Боголюбово c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Построен Андреем Боголюбским в честь победы над волжскими булгарами и в память о смерти сына, погибшего в том военном походе
Узорчатые порталы Дмитриевского собора во Владимире
Белокаменная резьба
Сам термин в переводе не нуждается. Просто знайте: это характерная черта владимиро-суздальской архитектуры, гордость местных древних храмов. Геометрические узоры, виноградные лозы, сказочные звери и сцены из библейских легенд вырезались прямо в белом известняке как будто не долотом, а иглой по воску.
Резьма на фасаде Дмитриевского собора во Владимире демонстрирует вкусы и представления эпохи
Георгиевский собор (1230-34 гг) в Юрьеве-Польском — последний крупный белокаменный храм, возведенный до татаро-монгольского нашествия. В ходе перестроек значительная часть рельефов была утрачена, но сохранилось около 450 резных белокаменных фрагментов с изображениями святых, животных, птиц и даже слона