Успенский кафедральный собор в городе Владимире (1158-89 гг). Несмотря на последующие перестройки, структура этого храма сохранила крестово-купольную композицию, восходящую к византийской традиции. | Источник: Ghirlandajo, wikimedia.org

Успенский кафедральный собор в городе Владимире (1158-89 гг). Несмотря на последующие перестройки, структура этого храма сохранила крестово-купольную композицию, восходящую к византийской традиции.

Фото

Ghirlandajo, wikimedia.org

Крестово-купольный тип храма

К этому типу относятся все самые известные храмовые постройки региона, которые мы перечислим ниже.

В плане такой храм напоминает равноконечный крест. Центральное пространство образуют четыре опорных столба, между которыми пролегают нефы — продольные и поперечные проходы. Над местом их пересечения поднимается барабан с куполом. Восточная часть, как правило, завершается полукруглыми апсидами — пониженными выступами здания — в центральной из них размещается алтарь, а в боковых — жертвенник и дьяконник.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, ныне Ярославская область. Строительство начал Юрий Долгорукий в 1152 году, а завершил его сын Андрей Боголюбский в 1157-м. С восточной стороны расположены апсиды. | Источник: SJabberwocky, wikimedia.org

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, ныне Ярославская область. Строительство начал Юрий Долгорукий в 1152 году, а завершил его сын Андрей Боголюбский в 1157-м. С восточной стороны расположены апсиды.

Фото

SJabberwocky, wikimedia.org

План Успенского собора во Владимире. Центральный купол опирается на 4 столба, по краям храма расположены еще четыре главы. | Источник: архив пресс-служб

План Успенского собора во Владимире. Центральный купол опирается на 4 столба, по краям храма расположены еще четыре главы.

Фото

архив пресс-служб

Аркатурный пояс / аркатура

Аркатура — ряд маленьких глухих арок, вмонтированных в фасадную плоскость. В данном случае арки не проемы, а декоративный рельефный элемент. В храмах Владимирской области они объединяются в пояс, проходящий вдоль верхней части стен — так называемый аркатурный фриз. Он делит фасад на части, создает ритм и придает монументальному каменному зданию легкость.

Собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225). Аркатурно-колончатый пояс оживляет каменную плоскость, словно мерцающий узор на тяжелой ткани | Источник: Belliy, commons.wikimedia.org

Собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225). Аркатурно-колончатый пояс оживляет каменную плоскость, словно мерцающий узор на тяжелой ткани

Фото

Belliy, commons.wikimedia.org

Аркатурно-колончатый пояс на фасаде Дмитриевского собора (1194-97 гг) во Владимире, построенного князем Всеволодом Большое Гнездо | Источник: Mortier.Daniel, commons.wikimedia.org/

Аркатурно-колончатый пояс на фасаде Дмитриевского собора (1194-97 гг) во Владимире, построенного князем Всеволодом Большое Гнездо

Фото

Mortier.Daniel, commons.wikimedia.org/

Прясло

Термин «прясло» в храмовой архитектуре обозначает участок стены между двумя вертикальными элементами, чаще всего пилястрами (вертикальными выступами) или колоннами. В аркатурном поясе прясло может быть обрамлено аркой, в простом фасаде просто быть ограничено визуально.

Прясло — не просто пустое пространство между украшениями, а самостоятельный элемент композиции. В архитектуре Владимиро-Суздальской земли прясла часто служили «полотнами» для резьбы или рельефа.

Прясла церкви Бориса и Глеба в Кидекше (1152 г) — древнейшего из памятников белокаменного зодчества Северо-Восточной Руси. Строительство инициировал Юрий Долгорукий | Источник: Булатов Даниил Trefoilsleaf, commons.wikimedia.org

Прясла церкви Бориса и Глеба в Кидекше (1152 г) — древнейшего из памятников белокаменного зодчества Северо-Восточной Руси. Строительство инициировал Юрий Долгорукий

Фото

Булатов Даниил Trefoilsleaf, commons.wikimedia.org

Закомара

Закомара — завершение наружной стены, чаще всего полукругом или килевидной дугой. Она выносит наружу форму скрытого свода.

А вот в более поздней храмовой архитектуре часто создавались ложные закомары, исполнявшие чисто декоративную функцию, не имеющие соответствия внутри храма. Их называют кокошниками, по аналогии с женскими головными уборами.

В Дмитриевском соборе Владимира фасад венчается чередой закомар, подобных волнам, катящимся к небу. Но они не просто украшают здание снаружи, а строго соответствуют внутренней конструкции сводов | Источник: Ludvig14, commons.wikimedia.org

В Дмитриевском соборе Владимира фасад венчается чередой закомар, подобных волнам, катящимся к небу. Но они не просто украшают здание снаружи, а строго соответствуют внутренней конструкции сводов

Фото

Ludvig14, commons.wikimedia.org

Перспективный портал

Портал — главный вход в храм — оформлялся с особым размахом. Уступчатые откосы, колонны, архивольты (наружное обрамление арочного проема), рельефные арки создавали иллюзию глубины и втягивали взгляд внутрь. Такой портал не просто вход, а символ перехода от земного к небесному, сакральному.

Знаменитый Храм Покрова-на-Нерли (1165 г.) в Боголюбово c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Построен Андреем Боголюбским в честь победы над волжскими булгарами и в память о смерти сына, погибшего в том военном походе | Источник: A.Savin, commons.wikimedia.org

Знаменитый Храм Покрова-на-Нерли (1165 г.) в Боголюбово c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Построен Андреем Боголюбским в честь победы над волжскими булгарами и в память о смерти сына, погибшего в том военном походе

Фото

A.Savin, commons.wikimedia.org

Узорчатые порталы Дмитриевского собора во Владимире | Источник: Mortier.Daniel, commons.wikimedia.org

Узорчатые порталы Дмитриевского собора во Владимире

Фото

Mortier.Daniel, commons.wikimedia.org

Белокаменная резьба

Сам термин в переводе не нуждается. Просто знайте: это характерная черта владимиро-суздальской архитектуры, гордость местных древних храмов. Геометрические узоры, виноградные лозы, сказочные звери и сцены из библейских легенд вырезались прямо в белом известняке как будто не долотом, а иглой по воску.

Резьма на фасаде Дмитриевского собора во Владимире демонстрирует вкусы и представления эпохи | Источник: Tsvetkova, commons.wikimedia.org

Резьма на фасаде Дмитриевского собора во Владимире демонстрирует вкусы и представления эпохи

Фото

Tsvetkova, commons.wikimedia.org

Георгиевский собор (1230-34 гг) в Юрьеве-Польском — последний крупный белокаменный храм, возведенный до татаро-монгольского нашествия. В ходе перестроек значительная часть рельефов была утрачена, но сохранилось около 450 резных белокаменных фрагментов с изображениями святых, животных, птиц и даже слона | Источник: Dmitry Kamshilin, wikipedia.org

Георгиевский собор (1230-34 гг) в Юрьеве-Польском — последний крупный белокаменный храм, возведенный до татаро-монгольского нашествия. В ходе перестроек значительная часть рельефов была утрачена, но сохранилось около 450 резных белокаменных фрагментов с изображениями святых, животных, птиц и даже слона

Фото

Dmitry Kamshilin, wikipedia.org