Филиппо Брунеллески (1377 — 1446)
Филиппо Брунеллески, архитектор и инженер эпохи Возрождения, известен своим новаторским подходом к строительству и применению принципов перспективы. Его самым знаменитое творение — купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, который стал символом города и достижением инженерной мысли той эпохи. Брунеллески заново открыл и систематизировал принципы линейной перспективы, что оказало огромное влияние на изобразительное искусство и архитектуру.
Санта-Мария-дель-Фьоре.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Ученый, философ, архитектор, художник, скульптор, сценограф, математик, анатомист, ботаник, музыкант, геолог, инженер… Леонардо да Винчи был разносторонним человеком. Его архитектурные проекты, многие из которых сохранились лишь в виде чертежей и эскизов, свидетельствуют о новаторском мышлении: он предлагал нестандартные решения для зданий и городов, основанные на глубоком понимании геометрии, механики и гидравлики.
Да Винчи разрабатывал проекты идеальных городов, а инженерные находки одного из самых известных его проектов, модели купола Миланского собора, были использованы при строительстве собора Святого Петра в Риме.
Леонардо Да Винчи. Наброски к проектам купольных центрических храмов.
План города Имола.
Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564)
Микеланджело — не только скульптор, живописец и поэт, но и талантливый архитектор, несмотря на то, что многие его проекты остались незавершенными. Рим обязан ему Капитолийской площадью, куполом для собора Святого Петра в Ватикане, проектом Палаццо Нуово (в котором размещаются Капитолийские музеи), а также библиотекой Лауренциана с ее знаменитой лестницей, фасадом и внутренним двором Палаццо Фарнезе.
Даниэле да Вольтерра. Портрет Микеланджело.
Проект Капитолийской площади.
Микеланджело. Купол собора святого Петра в Риме.
Андреа Палладио (1508 — 1580)
Виллы Андреа Палладио возведены в соответствии с витрувианскими принципами и теорией пропорций, изложенной им в знаменитом трактате «Четыре книги об архитектуре» (1570). Этот труд, определяющий классические каноны, до сих пор служит образцом строгих формальных правил для проектирования зданий.
Диаметр колонны, названный «модулем», становится эталонной единицей измерения — термин, нашедший отражение и в работах Ле Корбюзье — и используется для пропорционального расчета всех конструктивных и стилистических элементов. К наиболее значимым творениям Палладио относятся Вилла Ротонда, театр Олимпико и Вилла Фоскари.
Алессандро Маганза. Портрет Андреа Палладио.
Андреа Палладио. Вилла Ротонда
Джованни Лоренцо Бернини (1598 — 1680)
Талант Бернини многогранен: он был не только выдающимся скульптором и архитектором, но и градостроителем, художником, сценографом, комедиографом и художником по костюмам. Наиболее значимым архитектурным творением Бернини можно назвать колоннаду на площади Святого Петра в Ватикане, возведенную в период с 1656 по 1667 год. А вот его проект завершения восточного фасада Лувра остался неосуществленным — Людовик XIV его отверг.
Автопортрет Джованни Лоренцо Бернини, ок. 1623 г.
Колоннада на площади Святого Петра в Ватикане.
Пьеро Порталуппи (1888 — 1967)
Пьеро Порталуппи был выдающимся итальянским архитектором, чья деятельность оказала заметное влияние на облик Милана в первой половине XX века. Он известен своим эклектичным подходом, сочетающим готику, неоклассику и ар-деко. Среди его знаковых работ — вилла Некки Кампильо, банковские здания и Планетарий Ульрико Оэпли. Кроме того, Порталуппи активно участвовал в восстановлении Милана после войны, разрабатывая градостроительные планы и внося вклад в реставрацию города.
Вилла Некки-Кампильо в Милане.
Джо Понти (1891 — 1979)
Архитектор и дизайнер Джо Понти знаком широкой публике благодаря своей мебели и предметам, которые сегодня выпускаются Molteni&C, Ginori 1735, Cassina. Его знаковые постройки — миланский небоскреб Башня Пирелли, вилла Планчарт в Каракасе, Денверский художественный музей и отели Parco dei Principi в Сорренто и Риме.
Среди его проектов есть и культовые сооружения, такие как церковь Сан-Франческо аль Фоппонино в Милане и собор Таранто. Джо Понти основал журнал Domus, занимался оформлением керамики, создавал сценические костюмы для театра — его гений охватывал все, от столовых приборов до небоскребов.
Денверский художественный музей.
Карло Скарпа (1906-1978)
Проекты Карло Скарпы отличались смелым сочетанием разнородных материалов и текстур. Известность пришла к архитектору после Второй мировой войны, в 1950-х, когда ему доверили реконструкцию Галереи Академии в Венеции, находящейся в здании средневекового монастыря. При реконструкции он старался соединить исторические черты здания с современными деталями — так, реконструируя еще в 1935 году дворец Ка-Фоскари на Гранд-канале, он соединил средневековый кирпич и новые металлические детали и стекло.
Архитектор Карло Скарпа.
Бутик Olivetti на площади Сан-Марко в Венеции.
Гаэ Ауленти (1927-2012)
«Архитектура — мужская профессия, поэтому я всегда делала вид, что не имею к ней никакого отношения», — говорила Гаэ Ауленти, одна из первых получивших мировое признание женщин-архитекторов. Она известна благодаря своим проектам музейных пространств. Ее слава началась с того, что она преобразовала старый железнодорожный вокзал в Париже в музей Орсе (Musée d’Orsay) — за это ее наградили орденом Почетного легиона.
Кроме того, Ауленти создавала мебельные коллекции и работала над сценографией для спектаклей режиссера Луки Ронкони. В фильме «Бассейн» Жака Дере, кстати, можно увидеть ее стол и стулья. Больше о творчестве Гаэ Ауленти можно почитать и посмотреть в нашем материале:
Дизайнер и архитектор Гаэ Ауленти, 1967 г.
Ренцо Пиано (Генуя, 1937)
Ренцо Пиано родился в семье владельцев строительной фирмы. Инженерное образование, которое он получил в Politecnico di Milano, заложило основы его конструктивного мышления и повлияло на его архитектурный почерк. В 1970 году Пиано выиграл свою первую премию за архитектуру итальянского павильона на «Экспо-70» в Осаке.
Среди самых знаменитых его проектов — Центр Помпиду в Париже, терминал аэропорта Кансай в Осаке, Центр художника Пауля Клее в Берне, штаб-квартира газеты New York Times, а также центр современного искусства «Дом культуры ГЭС-2» в Москве. Больше о творчестве архитектора можно прочитать в нашем материале:
Ренцо Пиано. Центр Помпиду.