Мегаполис из небоскребов, торговых центров и ресторанов на фоне субтропической растительности, Сингапур кажется многим путешественникам страной с открытки, футуристическим будущим, где архитектурный деконструктивизм соседствует с искусственно созданными садами и пляжами.
Отсчет культуры Сингапура начался сравнительно недавно, с приходом независимости в 1965 году. До этого в архитектурном ландшафте доминировали колониальные постройки, нео-палладианский стиль англичан и перанаканские особняки. Огромное желание модернизовать облик страны привело к тому, что что местные заказчики особенно полюбили архитектурный стиль, основанный на конструктивизме Татлина, Родченко и Лисицкого, с любовью к виртуальности и утопии, бесконечному пространству, к нетрадиционным материалам.
В отличие от аналогичного направления в Европе, сингапурский деконструктивизм в меньшей степени делает акценты на цвет и контрастность, а скорее на монотонность и повторяемость, которые можно наблюдать уже по дороге из сингапурского аэропорта в центральные кварталы. Окрестности застроены километрами однообразных бетонок. В самом центре та же монохромность цвета, разбавленная разнообразием формы.
В деловой части Сингапура взору сразу открывается знаковая трехстволка отеля Marina Bay Sands, изогнутые серые дуги театра Эспланада, лепестки Музея Искусства и Науки и тянущиеся к опять-таки серому небу искусственные гигантские растения Футуристических садов — типичные достопримечательности для туристов. Сингапурская элита этих мест избегает. Ее скорее встретишь напротив, за ужином в The Fullerton или за традиционным чаепитием (high tea) в Raffles.
Консьерж отеля Raffles, наслушавшийся своих предшественников, мог бы поведать много историй, например о том, как Редьярд Киплинг написал о одном из сьютов Raffles «Книгу джунглей», как предпочитает провести время принц Вильямс с герцогиней Кембриджской, когда останавливаются в Сингапуре. Его отец возможно помнит, что заказывали здесь на ужин Чарли Чаплин и Элизабет Тейлор.
Увы, в конце прошлого года отель закрыли на двухгодичную реконструкцию, поэтому модная тусовка переместилась напротив — JW Marriott South Beach. Infinity Pool здесь не уступает аналогичному бассейну в Marina Bay Sands, однако атмосфера более камерная.
Здание отеля было построено Норманом Фостером (Norman Foster), интерьеры оформлял Филипп Старк (Philippe Starсk). Foster + Partners украсили фасады т. н. airflow waves, волнистыми навесами и металлическими трубами, объединяющими этажи отеля и придающими зданию неповторимую узнаваемость. Волнистые навесы и трубы кроме декоративной имеют также эргономическую функцию — с их помощью фасады не слишком сильно нагреваются днем и держат тепло ночью. Они также частично используются для отвода дождевой воды.
Техническое оснащение отеля проявляется и в деталях. Такая малость, как туалеты в номерах, чувствуют приближение гостей на расстоянии, в считанные секунды промываются, согреваются и приветливо открывают крышки.
Среди интерьеров следует особо отметить банкетный зал Forest of Lights, где с потолка к столам тянутся 11,250 трубчатых светильников, похожих на капающие сосульки. В номерах преобладает трехцветка: белый-черный-серебристый. Кровати покоятся на стальных рамах и отражают граффити ковров, поэтому кажутся парящими в воздухе.
Несколько месяцев назад новые владельцы отеля частично изменили интерьеры Старка, отдав дать исконно сингапурскому и вновь ставшему модным «перанаканскому стилю». В лобби, кроме произведений современного искусства, например, видеоинсталляции «бесконечных цветовых структур» корейского художника Ли Ли Нама и изделий самого Старка, интерьер разнообразили национальными узорами.
До начала работы над проектом South Beach Филиппу Старку поручили создание интерьеров в M Social. Снаружи здание совсем обычное — серый офисный фасад, зато внутри яркие цвета, орнаменты и причудливые формы. Комфорт и величину комнат можно угадать по названиям: комната попроще зовется The Nice Room, более эксклюзивная — The Nicer Room или The Bigger Room.
В оформление входят стальные конструкции, мягкие ковры-граффити, «тайные» полки и шкафчики, которые при надобности выдвигаются и тем самым значительно меняют общий интерьер. Номера обслуживает робот по имени Aura, который доставляет еду, полотенца, тапочки, зубочистки. Гостям выдают Smartphone с интернетом и личным номером в Сингапуре.
Эксперименты Старка с технологиями заметны и в облике местного ресторана Beast & Butterflies. Некоторые из столов выглядят как телевизионные экраны или компьютерные мониторы, на которых постоянно меняются цвета. Стены украшены как бы фотографиями, на самом деле интерактивными экранами айпадов.
Одной из популярных тенденций в архитектуре и дизайне Сингапура стала реставрация колониальных особняков в центре города, например в районе Raffle Place. Фундамент и фасады оставляют нетронутыми, а для отделки внутреннего помещения приглашают местного дизайнера.
Сингапурские дизайнеры обычно предпочитают эклектическое смешение нескольких стилей, комнаты обставляют итальянской дизайнерской мебелью, добавляют к обстановке французские аксессуары и американское современные искусство. Так, в помещениях отеля-бутика Naumi стоит мебель от Zanotta, Poltrona Frau, B&B Italia, Tom Dixon, на стенах вывешены живопись и фотография современных большей частью американских художников. Элегантные сьюты посвящены Коко Шанель (монохромный белый с черным классический интерьер)и Энди Уорхолу (здесь царит буйство цвета и формы).
Район Raffle Town считается центральным, располагающим к шопингу, культурным походам и посещениям ресторанов. Любители рыбной кухни отправляются в Akira Back. Его шеф-повар (по имени Акира) провел многие годы в обучении у мишленовских наставников и считается в Сингапуре самым дерзким на выдумки и эксперименты. В решении интерьера Акира решил довериться своей матери, не дизайнеру, которая посчитала, что интерьер интересен комбинацией более общих пространств и столиков с нишами. В последних мама развесила собственные картины.
Лучшим рестораном перанаканской кухни считается в Сингапуре Violet Onn. Виолет Оон, некогда ресторанный критик и автор многочисленных кулинарных книг, решила завязать с журналистикой и заняться приготовлением оригинальной местной кухни по рецептам своей бабушки и тетушек. Сейчас у нее три ресторана, которыми она управляет при поддержке своих двух детей.
В ресторанах особенно хороши закуски и десерты. Знаменитое блюдо Lobster Laksa для сравнения следует также попробовать в Beach Road Kitchen. Хотя блюда здесь перанаканские, интерьеры оформлены в ностальгическом стиле ретро. Иногда может показаться, что сидишь в дорогом парижском кафе. Атмосфера домашняя, оживленная, темное дерево, на стенах картины и фотографии, в вазах — живые цветы.
Главный ресторан Виолет Оон находится в здании Сингапурской Национальной Галереи где выставлено современного искусства. У избалованных современным искусством европейцев или американцев местные экспозиции могут не вызвать восторга. Действительно, после Whitney или Venice Biennale, аккуратно огороженные объекты наших современников выглядят несколько иронично, а китайская живопись 1950х-1960х к современному периоду не относится.
Однако, одна часть галереи разместилась в здании бывшего Верховного суда — классический пример британской колониальной архитектуры. Считалось, что его создатель Фрэнк Уорд позаимствовал формы суда Олд-Бейли в Лондоне, тот же центральный купол и ионический с коринфским ордер колонн.
Над декором последних работал миланский скульптор Кавальери Рудольфо Нолли, а фронтон исполнил его флорентийский коллега Аугусто Мартелли. В центре композиции скульптура Юстиции в окружении Закона и Милосердия, Благодарности и Процветания — собственно отображение классической работы суда, где должны главенствовать закон и порядок.
Еще более интересным музеем считается Перанаканский. Он посвящен жизни исконных сингапурцев, потомков китайских иммигрантов 15-16 веков, которые женились на малайских женщинах и остались здесь жить. Музей расположен в старом здании школы Тао Нань, построенной в 1912 году, входящем в памятники национального значения. В основе плана — конструкция традиционного бунгало, где комнаты располагаются вокруг центрального зала, а уборные и кухня за пределами здания.
В экспозицию музея — на трех этажах и в десяти галереях — входят мебель, текстиль, ювелирные изделия, наряды, например, женские платья «нёня-кебайя» с вышивками и бисерными плетениями. Интересны залы, посвящённые 12-дневному свадебному обряду, включая свадебную перанаканскую кровать.
Для тех, у кого есть возможность задержаться в Сингапуре и открыть для себя систему частных клубов, позаимствованных местной элитой у англичан, следует посетить Tanglin Club. Его «зал Черчилля» перенесет в английские салоны начала 20 века. А современный стиль модного интерьера можно увидеть в Tower Club, где собирается деловая элита.
Ботанический сад Сингапура (с 1822 года), возможно, не связан напрямую с оригинальной архитектурой или модным интерьером, но его Сад орхидей или Имбирный сад, а также Тропический лес вдохновили не одно поколение местных дизайнеров и архитекторов. А пять лет назад его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.