Елена Бессонова

Фэшн-гуру, консультант в области моды, основатель Telegram-канала SAVVA Culture о русской культуре и истории

Личный сайт
Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян
Фото
Елена Бессонова

Я мечтала приехать сюда несколько лет. Наблюдая за фотографиями сказочного терема в Асташово в социальных сетях своих друзей и знакомых, я строила планы, но каждый раз появлялась сотня причин, по которым я оставалась в Москве. Если честно, больше всего меня пугала дорога. Хоть терем и находится в Костромской области, что по идее недалеко от Москвы, но ехать туда на машине даже дольше, чем до Петербурга — почти 8 часов. Все дело в извилистых дорогах и густых, дремучих лесах, из-за которых ваш путь становится таким тернистым и длинным.

Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян
Фото
Елена Бессонова

И вот в начале лета я все-таки нашла время и отправилась в свое самое удивительное путешествие по России. Когда я в первый раз увидела терем, то сразу забыла про восьмичасовую дорогу, а от усталости не осталось и следа. Сказать, что терем впечатляет — ничего не сказать. Вспомните свои любимые русские сказки из детства, он как будто живет в каждой из них!

Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян
Фото
Елена Бессонова
Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян
Мартьян Сазонов со своей молодой супругой, для которой он решил построить сказочный терем.

Самое поразительное, что терем был построен не представителем купеческого или дворянского сословия, а бывшим крепостным крестьянином Мартьяном Сазоновым. Сколотив состояние на столярной мастерской, открытом им в Петербурге, в 1895 году, Мартьян возвращается в родную деревню и решается на строительство нового дома для молодой жены.

Со строительством Терема было связано множество легенд. По одной из них проект дома был первоначально был задуман архитектором Ропетом как охотничий домик для императора Николая II. Сазонов увидел этот проект в одном из архитектурных изданий того времени и решил воплотить его в жизнь, но не в столице, а в Костромской глуши.

Русское народное (фото 12)
Мартьян Сазонов (в центре) с семейством и односельчанами на крыльце своего терема.

Интересно, но до революции в этих местах насчитывалось несколько десятков усадеб, столь же богатых, что и Асташово. Все они принадлежали крестьянам и стояли в их родных деревнях.

В советское время, как это обычно бывало, терем у семьи Сазоновых отобрали и просто закрыли, он стоял бесхозным до начала войны. В 1950-е — 1960-е годы здесь находились различные хозяйственные контры, которые просуществовали до начала восьмидесятых. 

И, думаю, дальнейшая судьба терема была бы абсолютно безрадостной, если бы в начале нулевых предприниматель, меценат и исследователь костромских памятников архитектуры Андрей Павличенков не приобрел его у местного сельсовета и не начал бы восстановление. Воссоздание терема — один из самых сложных проектов в области деревянной реставрации в России. Дом был полностью разобран, затем собран обратно с заменой около 45% сгнивших бревен.

Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян
Фото
Елена Бессонова
Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян
Фото
Елена Бессонова
Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян
Фото
Елена Бессонова

Павличенков хотел не просто привести Терем в порядок, а сделать в нем все так, как было. Поэтому образцы краски здесь возили на экспертизу — чтобы понять, какого цвета были стены. Обои из одного зала воссоздавали английские специалисты (в России таких не нашлось), причем бесплатно. Вот у мебели шансов сохраниться не было — все-таки и революция, и война, и годы запустения. Но местные жители стали привозить в терем вещи времен жизни Мартьяна Сазонова. Так что здесь есть старинное пианино, антикварные шкафы и стулья, журнал «Нива», которому уже больше сотни лет, и «дамский сундучок» с щипцами для завивки волос. Все, что стоит и лежит в комнатах, можно трогать: хоть это и дом-музей, слово «дом» здесь — ключевое.

Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян
Фото
Елена Бессонова
Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян
Фото
Елена Бессонова
Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян
Фото
Елена Бессонова

Сейчас в тереме работает музей деревенского быта и гостевой дом с аутентичными интерьерами. Сюда можно приехать на экскурсию и гулять по просторным комнатам, изучать старинные интерьеры или отдыхать в плетеном кресле на веранде, пить чай из настоящего самовара и любоваться цветными солнечными зайчиками, скачущими по стенам.

Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян
Фото
Елена Бессонова
Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян
Фото
Елена Бессонова

Кстати, это не единственный терем в Костромской области. В 20 километрах от Асташово в деревне Погорелово находится еще один терем, построенный крестьянином Иваном Ивановичем Поляшовым в начале XX века в модном в то время псевдорусском стиле. В советское время дом у Ивана Ивановича, как у эксплуататора трудового народа (хотя он сам был крестьянином) отобрали, оставив им с женой лишь маленькую комнату на первом этаже. С тех по чего здесь только не было! И коммунальная квартира, и сельсовет и даже интернат для трудных подростков.

Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян
Терем в деревне Погорелово.
Фото
Елена Бессонова
Русские терема: как выглядят сейчас богатые дома русских крестьян

В отличие от Асташово Погореловский терем никогда не реставрировался. В 1972 году московский художник Анатолий Иванович Жигалов выкупил его у местного сельсовета и с тех пор является владельцем этого терема, живя здесь без малого уже почти 50 лет. С тех пор деревня Погорелово совсем опустела и Терем стал последним напоминаем о когда-то яркой и благополучной жизни в этих краях.

В тереме все сохранилось в первозданном виде. Больше всего поражают росписи парадной лестницы, которые не выцвели и не размылись за сто с лишним лет. Интерьеры многочисленных комнат не сохранились, но остались некоторые важные детали, которые помогают оценить первоначальную задумку автора.