Здание Витебского вокзала в стиле модерн, 1904 г. Проект С. А. Бржозовского.
Начало XX в. в истории России — период активного промышленного роста. Успешно развивается производство, страна входит в число сильных экономик мира. В городах наблюдается настоящий строительный бум: открываются банки, страховые общества, торговые центры, строятся жилые дома. В Петербурге к архитектуре относятся с особым трепетом, владельцы зданий хотят, чтобы они были уникальными и удивляли искушенных горожан и приезжих не только своей красотой, но и техническими новшествами. В строительстве используются новые материалы, применяются последние достижения науки и техники. Впрочем, так было в городе на Неве всегда. Достаточно вспомнить, к примеру, знаменитые Фонарные бани, построенными в 70-е годы XIX века по последнему слову инженерной мысли (с вентиляцией, подогревом воздуха, фонтанами и мраморными бассейнами, в которых менялись температура и уровень воды, и даже специальным асфальтовым покрытием, чтобы ходить босиком).
Но сегодня мы предлагаем прогуляться по Петербургу начала XX века, когда во всем мире господствовал стиль модерн с его плавными линиями, растительным декором и декоративностью. Мы отобрали здания в центре, расположенные в пешей доступности друг от друга.
Доходный дом Н. Н. Лейхтенбергского. Ул. Большая Зеленина, 28.
Торговый дом «Братья Елисеевы»
И начнем наше путешествия с Торгового дома «Братья Елисеевы», расположенного на пересечении Невского проспекта и Малой Садовой улицы. Он был построен в 1902–1903 гг. архитектором Гавриилом Барановским для магазина колониальных товаров купцов Елисеевых. Здание выделяется своим роскошным декором на фоне классических построек Невского проспекта.
Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы». Невский проспект, 56.
Стиль дома должен был наглядно демонстрировать богатство купцов Елисеевых. Гигантский витраж со стороны Невского проспекта, занимающий несколько этажей, выглядит, как огромная витрина и сразу привлекает к себе внимание. Фасад здания украшают скульптуры — аллегории «Промышленность», «Торговля», «Наука» и «Искусство» работы эстонского скульптора Амандуса Адамсона. Чрезмерная роскошь здания привела к тому, что стиль, в котором оно было построено, в шутку окрестили «купеческим модерном».
Дом книги на Невском
Далее проходим вперед по Невскому и перед нами — известный всем жителям и гостям города Дом Книги на Невском. Современное предназначение здание получило уже в советское время, построено же оно было для американского дома «Зингер», выпускающего швейные машинки. Практически в каждой семье была такая машинка, а кто-то еще даже в 1970-х годах на них работал. Уже в наше время чугунные основы ножного привода часто приспосабливают для декора — в качестве подстолья или основания для раковин.
В начале XX в. производство машинок находилось в подмосковном Подольске, а в Санкт- Петербурге предполагалось возвести центральный офис компании. Для него в 1904 году архитектором Павлом Сюзором было построено здание в стиле модерн. Характерная деталь — богато декорированный купол, венчающийся глобусом, который символизирует глобальные амбиции компании «Зингер».
В процессе работы над проектом архитектору пришлось уменьшить высоту возводимого здания, чтобы соблюсти разрешенный в то время регламент построек в городе.
Дом книги на Невском проспекте. Невский проспект, 28.
Внутреннее убранство поражало современников. Парадная лестница была сложена из каррарского мрамора, лестничные проемы оформлены мозаикой, перила сделаны из красного дерева, декоративные детали украшены сусальным золотом. Снаружи здание украшают скульптурные группы «Промышленность» и «Мореплавание». Автор — все тот же скульптор Амандус Адамсон.
Офис компании Зингер просуществовал здесь до революции, с1919 года на его месте разместились книжный магазин и издательства. Недавно Дом книги открылся после реставрации и снова стало обязательным местом для посещения во время прогулок по Питеру. Здесь по-прежнему можно посмотреть книжные новинки и посидеть в кафе с чашечкой кофе. Обязательно займите столик с видом на Невский.
Банкирский дом «И. В. Юнкер и Ко»
Идем дальше по Невскому в сторону Большой Морской. Перед нами — банкирский дом «И. В. Юнкер и К.» (не путать с московским торговым домом с таким же названием на Кузнецком мосту). Он был построен в 1911 г. по проекту архитектора Вильгельма ван дер Гюхта для банкирского дома «Юнкер и К». Четкий пластичный фасад с широкими окнами разделен колоннами, которые завершаются скульптурными композициями. Здание представляет собой типичный формат банковского здания: четкие линии широкие окна, через которые свет наполняет внутренние помещения здания.
После революции здание было национализировано, и в советское время здесь находится элитный Дом мод. Из-за этого острые на язык петербуржцы прозвали этот дом «Смерть мужьям».
Дом банка «И. В. Юнкер и Ко». Невский проспект, 12.
Кстати, раньше на этом месте стояло здание, которым владел греческий купец Иван Калержи. С 1819 г. там на верхнем этаже жил генерал-губернатор Петербурга Михаил Милорадович. Это он весной 1920 года вызвал к себе А. С. Пушкина по указанию императора Александра I из-за его «возмутительных стихов и эпиграмм» и вручил поэту предписание отправиться в ссылку.
Универмаг Au Pont Rouge
Идем дальше в сторону Гороховой улицы. На углу Гороховой и Мойки стоит здание торгового дома «С. Эсдерс и К. Схейфальс», которое также называют «Домом у Красного моста», Au Pont Rouge — это название он получил из-за расположенного рядом моста через Мойку.
Здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс». Гороховая улица, 15; Набережная реки Мойки, 73.
Здание было построено в 1906 г., когда бельгийский бизнесмен Эсдерс и голландский подданный Схейфальс получили высочайшее разрешение построить на этом месте торговый дом. Авторами проекта стали Владимир Липский и Константин де Рошфор. Отличительная деталь, по которой его можно заметить издалека, — массивный металлический купол. Прототипом для него стал купол Дома книги на Невском. Венчает его шпиль — аллегория, напоминающий жезл Бога торговли Меркурия.
Торговый дом «Эсдерс и Схейфальс», 1913.
До революции торговый дом был самым модным в городе. Среди его клиентов были представители императорской фамилии, в частности Императрица Александра Федоровна. После революции и национализации в здании разместилась швейная фабрика. Шпиль был снесен в 1930-е годы и восстановлен только в 2011 г.
«Дом у Красного моста» без своего знаменитого купола со шпилем, 1996.
Здание Азовско-Донского банка на Большой Морской
Следующая остановка — здание Азовско-Донского банка на Большой Морской улице. Большая Морская — одна из самых красивых улиц Северной столицы. Она начинается от Арки Генерального Штаба на Дворцовой площади, пересекает Невский проспект и доходит до Новой Голландии. Улица появилась в начале XVIII века. Первоначально в этом месте селились матросы и работники Адмиралтейства — отсюда и ее название.
Здание Азовско-Донского банка. Большая Морская ул., 3-5.
На рубеже XIX–XX вв. она застраивается магазинами и банками. Так в 1907 году здесь начинается строительство здания Азовско-Донского банка. Автор проекта — шведский архитектор Федор Лидваль, который активно работал в городе в этот период.
Дом построен в стиле модерн, но уже с вариациями в виде так называемого северного модерна с характерными для данного стиля более брутальными и скандинавскими мотивами. В оформлении фасада также можно заметить элементы классического стиля, к примеру, ионические колонны. Фасад облицован светло-серым гранитом и богато украшен скульптурными барельефами. В советское время здесь работала телефонная станция.
Отель «Астория»
После Азовско-Донского банка идем дальше по Большой Морской в сторону Исаакиевской площади и останавливаемся у отеля «Астория». Он построен все тем же архитектором Федором Лидвалем в 1912 году и является одним из символов города на Неве. Стиль здания неоклассический, с рядом деталей, характерных для модерна. Особенно влияние модерна чувствуется во внутреннем убранстве: растительный орнамент на стенах, закругленные линии декора лестниц и лифтовой решетки.
На момент своего открытия отель был одним из самых передовых в мире. При строительстве использовался железобетон, а также огнеупорные материалы. К услугам гостей работало 10 лифтов, центральный водопровод, отопление, горячая вода и телефоны в номерах. Столовое серебро для ресторана закупали у Christofle, а фарфор у Bauscher.
Гостиница «Астория». Большая Морская ул., 39.
В 2012 году в отеле была проведена масштабная реновация, приуроченная к его столетнему юбилею. Над новым дизайном работала Ольга Полицци, главный дизайнер и соосновательница Rocco Forte Hotels. Она сохранила исторические детали и вместе с тем позаботилась о том, чтобы отель стал более современным, комфортным и удобным.
«Внешний вид номеров, конечно, важен, но не менее важен и комфорт, — говорит она. — Удобная кровать, хорошее кресло, легко регулируемое освещение, вместительный шкаф, грамотно расположенные телевизор и письменный стол, место для сервировки еды и достаточно места в ванной комнаты для косметички — простые требования, но как же редко они выполняются». В «Астории» все это учтено. Кроме того, в отеле собрана неплохая коллекция живописи и скульптуры. И, конечно, здесь сохранилось много исторических деталей, ради которых стоит заглянуть в фойе.
Здесь можно посидеть в исторической чайной гостиной «Ротонда» на первом этаже отеля, обновленной в 2015 году с видом на Исаакий и попробовать новое меню от шефа, разработанное с учетом ЗОЖ. А еще в отеле регулярно проводятся винтажные маркеты, где можно провести раритетные предметы.
Дом Германского посольства
Напротив отеля с другой стороны Исаакиевской площади расположено монументальное здание бывшего немецкого посольства, спроектированное немецким архитектором Петером Беренсом, которое считается одним из ранних памятников конструктивизма. Перед автором стояла задача вписать новое здание в уже сложившийся ансамбль площади. И, как это видно, здание перекликается со стилем отеля «Астория»: строгие геометрические формы, темная цветовая гамма (фасады облицованы массивными плитами из красно-коричневого шведского гранита).
Ансамбль Исаакиевской площади. Вид с Исаакиевского собора.
Отличительная особенность посольства — фасад с массивными колоннами. Проект утверждался на высочайшем уровне, свои подписи поставили кайзер Германии Вильгем II и император Российской империи Николай II. Интересный факт: руководил строительством ученик Беренса, молодой Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe), ставший впоследствии сам известным архитектором, отцом модернизма и интернационального стиля.
Бывшее здание Германского посольства. Исаакиевская пл., 11; Большая Морская ул., 41.
Первоначально крышу украшала скульптурная группа «Диоскуры» — работа немецкого скульптора Э. Энке: два обнаженных юноши со щитами вели по узды коней. Считалось, что идея установить фигуры на здании посольства принадлежала самому кайзеру Вильгельму II.
Однако далеко не всем петербужцам проект пришелся по вкусу. Многие считали, что здание получилось слишком тяжеловесным и брутальным, другие же были недовольны, что архитекторы поставили «голых мужиков» возле Исаакиевского собора. Впрочем, простояли они недолго — до начала Первой мировой войны. Летом во время антигерманских выступлений демонстранты ворвались в посольство, разгромили его и разломали статуи, скинув одну из них с крыши вниз. Остатки были демонтированы и увезены из города.
Первоначальный вид Германского посольства.
После революции, в 1923 году в здании вновь разместилось уже немецкое консульство, просуществовавшие там до 1941 года. Во время войны здесь располагался военный госпиталь, а в настоящее время здание занимают различные государственные учреждения.
Новый Пассаж
И последняя остановка в нашей архитектурной прогулке — Новый Пассаж на Литейном проспекте. Для этого вернемся по Большой Морской и пройдем по Невскому в сторону Фонтанки. Стиль Нового Пассажа — все тот же северный модерн: четкие линии, брутальный декор, серый гранит в облицовке. Пассаж построен в 1912–1913 гг. архитекторами Николаем Васильевым и Алексеем Бубырем.
Новый Пассаж. Литейный проспект, 57.
Пассаж возводился под торговые нужды. Для этого в здании были сделаны большие окна-витрины, через которые во внутренние помещения проникал свет и через которые можно было увидеть продуктовый ассортимент. Сейчас здание известно прежде всего своим знаменитым книжным магазином «Подписные издания». Это одно из обязательных мест для посещения в Санкт-Петербурге. Ассортимент славится широким выбором: здесь можно приобрести не только книги, но и многочисленные дизайнерские открытки и сувениры, связанные с городом.
После последней реконструкции в 2020 году площадь магазина была увеличена, вновь отрыт доступ на второй этаж. Обновленный дизайн — дань уважения первым архитекторам Пассажа. Основная идея — создать интерьер таким, каким он мог бы быть в начале XX века. Так здесь появились массивные люстры в стиле модерн, были отреставрированы деревянные окна и перила на главной лестнице. Будете в Санкт-Петебурге, обязательно зайдите в «Подписные издания» — посмотрите новинки, букинистические издания и не откажите себе в удовольствии посидеть в уютном кафе Academia.
Кафе Academia.