На самом деле речь идет о том, что сфинксов люди только «достроили» за природой. Ученый Лейф Ристроф, доцент Курантского института математических наук Нью-Йоркского университета, и его коллеги предполагают, что Большой сфинкс возник как ярданг — это особый тип рельефных форм, возникающих под воздействием постоянного ветра, который «размывает» мягкие породы.
Ярданги могут иметь различные формы и размеры, а некоторые могут даже отдаленно напоминать животных и людей. Чтобы проверить свою теорию, ученые Нью-Йоркского университета, проанализировав материал самой древней скульптуры, попробовали воссоздать те условия, в которых она создавалась 4500 лет назад. Команда создала насыпи из мягкой глины, внутри которых находился наименее поддающийся эрозии материал. Затем ученые придали насыпям форму с помощью воды, чьи потоки имитировали ветер, размывая мягкую глину.
Команда считает, что в полученной форме можно угадать лапы, шею, голову и изогнутую спину Сфинкса.
«Наше исследование нисколько не противоречит мнению, что основная часть Сфинкса была сформирована из единого куска скальной породы. Несмотря на то, что это монолитная структура, мы считаем, что она неоднородна по своему составу — то есть, из-за того, что некоторые части менее подвержены эрозии, чем другие, формы могли получаться самыми разными», — говорит Лейф Ристроф.
Команда не отрицает того, что Большой сфинкс не мог был полностью сформирован природой — более сложные детали «доделывал» человек.
Ристроф и его коллеги — не первые, кто выдвигает такие гипотезы: в 1981 году геолог Фарук Эль-Баз предложил аналогичную теорию в журнале Smithsonian Magazine. Работа исследователей из Нью-Йоркского университета подкрепляет его гипотезы лабораторными экспериментами.