Марина Брагинская о Венецианской биеннале (фото 0)
Дизайнер Марина Брагинская

«У меня есть традиция, каждый год (или даже дважды в год) я с друзьями, коллегами, а иногда и детьми езжу на биеннале в Венецию. И каждый раз сталкиваюсь с вопросом: «Что там делать дизайнеру?». Про Миланский мебельный салон и выставку Maison & Objet всем понятно. А биеннале?

Во-первых, я считаю, что большую роль в успехе дизайнера играет общая эрудиция, знания в смежных областях. Когда можешь поддержать с заказчиком разговор о новых и старых именах в искусстве и архитектуре, рассказать о преемственности, об истоках новых трендов, проще заразить своей любовью к каким-то приемам и предметам. Да и вообще заручиться всесторонней поддержкой своих творческих устремлений.

Марина Брагинская о Венецианской биеннале (фото 3)

Итак, биеннале. Почему я говорю, что езжу каждый год? Биеннале же должна проходить раз в два года? Дело в том, что они чередуются: год «Искусство», год «Архитектура». Я считаю, что для дизайнера интересны обе. Кроме того, биеннале — это важное масштабное событие в жизни Венеции: оно охватывает и театр, и музыкальные фестивали, и танец, и даже кинематограф! Да, знаменитый Венецианский кинофестиваль — ни что иное, как одно из направлений биеннале.

Этот год посвящен архитектуре, так что у нас есть все основания ехать! Начинается выставка традиционно в мае и все журналисты, коллекционеры и страстные любители искусства и архитектуры стараются увидеть экспозиции как можно скорее. Я же предпочитаю август — сентябрь, когда все итальянцы еще заняты семейным отдыхом и на территории Джардини (одна из выставочных локаций биеннале — Примеч. ред.) тишина и спокойствие.

Кроме того, можно собрать статистику, отзывы, отметить для себя заранее наиболее интересные павильоны и дворцы для посещения. Заканчивается работа основной экспозиции во второй половине ноября, тоже хороший повод поехать, туманная Венеция совершенно волшебна, и под конец выставки всегда случаются интересные мероприятия, круглые столы, просмотры и т д. Так что иногда я не могу удержаться и возвращаюсь на пару дней.

Марина Брагинская о Венецианской биеннале (фото 6)

Расскажу, что особенно запомнилось мне в этом году. Обычно я первым делом тороплюсь в Джардини — это старейшая площадка биеннале, именно там расположены основные павильоны стран. Те, кто не поместились, арендуют под экспозиции различные палаццо, разбросанные по городу. Вторая основная площадка — Арсенал, там представлены работы авторов из разных стран.

Кураторами выставки в этом году выступают это Ивонн Фаррелл (Yvonne Farrell) и Шелли МакНамара (Shelley McNamara). И мне кажется, что в этом году экспозиция Арсенала особенно удалась. Тема года Free Space рассматривалась под разными углами и с применением различных технологий. Меня, истинного фаната архитектурных моделей, особенно впечатлили собственно макеты.

В этом году случился прямо-таки макетный разгул! Бумажные, деревянные, каменные, пластилиновые, традиционные, технологичные, с использованием видеотехнологий, звуковых эффектов — я чувствовала себя ребенком, попавшим в огромный магазин с кукольными домиками.

Один из павильонов, «не поместившихся» в Джардини — павильон Гонконга, который находится прямо напротив основного входа в Арсенал. «Сто небоскребов от ста архитекторов» — заявленная тема экспозиции. На самом деле башен еще больше и рассматривать их настоящее развлечение, способное занять много-много времени. Я по крайней мере, застряла надолго.

Но все равно, больше всего времени стоит запланировать на Джардини. Я гуляла там два дня подряд и даже не успела вернуться в некоторые особенно понравившиеся павильоны. Очень интересно, как архитекторы, художники и кураторы из разных стран трактуют тему года. Стоит точно посетить все павильоны, но расскажу о самых запомнившихся.

Павильон России — почти всегда начинаю с него. В этом году, пожалуй, пальму первенства в моем личном рейтинге он бы не получил. Но видео из окна поезда и вся экспозиция, посвященная железным дорогам, определенно запомнилась.

Марина Брагинская о Венецианской биеннале (фото 14)
Павильон России

Павильон Великобритании — постарайтесь подгадать посещение к четырем часам дня. Сам павильон фактически пустой (помним о Free Space), но в этом году на его крыше построили лаконичную террасу из фанеры с умопомрачительным видом на лагуну. И в 16.00 там начинают подавать чай. Осенний английский чай с видом на Венецию — по-моему идея потрясающая.

Марина Брагинская о Венецианской биеннале (фото 16)
Вид с крыши павильона Великобритании на венецианскую лагуну.

Павильон Германии в этом году стал одним из самых впечатляющих для меня. Очень эффектное пространство: графичное, с использованием огромных экранов, зеркал, черных «стен», перекрывающих вид с одного ракурса и открывающим его с другого. Тема года — стены, разделяющие страны. Германии, безусловно, есть что сказать на этот счет. На черных «стенах» представлены исторические справки про Берлинскую стену, а на экранах — интервью с людьми, сегодня живущими в разделенных на две части странах.

Марина Брагинская о Венецианской биеннале (фото 18)
Павильон Германии

Северные страны я очень люблю за пространство самого павильона. В этом году они показали экспозицию про взаимодействие природы и архитектуры. Мне нравится, что в этом году концептуального чуть меньше, а реальных проектов стало заметно больше, но не попасть под очарование «космических» фигур в модернистском пространстве Северного павильона было невозможно.

Совершенно неожиданно удивил Израиль. В прошлом году их экспозиция была несколько пугающей (все стены были расписаны с помощью живой плесени), так что заходила я с некоторой опаской. И зря. Невероятно интересно поданный материал, масса исторических справок, реальные конкурсные проекты величайших архитекторов — все на тему сосуществования разных конфессий на территории Израиля и конкретных святынь, важных для представителей разных религий.

Марина Брагинская о Венецианской биеннале (фото 21)
Павильон Израиля

Впечатляющий павильон был и у Бельгии, но посвящен скорее Евросоюзу, чем непосредственно стране. Ярко-синий пустой амфитеатр занял собой все пространство: музыка, акустика, «затекание» синих ступенек в расположенные по сторонам комнаты — очень эффектно.

Марина Брагинская о Венецианской биеннале (фото 23)
Павильон Бельгии
Марина Брагинская о Венецианской биеннале (фото 24)
Павильон Бельгии

Что бы ни происходило во всех остальных павильонах, главным остается Италия. И что бы ни происходило в Италии, я всегда стараюсь выделить полчаса-час на отдых в маленьком садике авторства Карло Скарпа (Carlo Scarpa), расположенном в левом крыле павильона. Совершенное, фотогеничное с любого ракурса пространство. Идеально в любую погоду и время года.

Марина Брагинская о Венецианской биеннале (фото 19)
Садик в павильоне Италии по проекту Карло Скарпа
Фото
марина брагинская

Вернемся к павильонам этого года. Рекомендую дойти до Австрии. Необычное многоуровневое решение, в котором задействованы отражения, древесина, пластик и моя любимая часть — видеоинсталляция. Наушники обязательны! Повествование об истории современной архитектуры сопровождается психоделическими изображениями на экране.

И, наконец, главный герой года (павильон был признан лучшим и получил заслуженного «Золотого льва») и мой персональный любимчик (не побоюсь быть не оригинальной) — Швейцария. С одной стороны, тема Free Space трактуется буквально, павильон состоит из пустых белых комнат, с другой стороны, впечатляет игра с масштабами. Посетители ощущают себя в сказке «Алиса в стране чудес». Комнаты с условными кухнями, вполне полноценными дверями, потолками и плинтусами то становятся малы, то очень велики. Радостно «теряются» в пространстве и взрослые, и дети: чрезвычайно интересно, что ждет за каждым поворотом».

Марина Брагинская, дизайнер