Старая каморка с видом на свалку
Порой после долгой дороги туристы входят в комнату, мечтая скорее бросить вещи, переодеться и пойти отдыхать на море… Но вместо уютного жилья, как на фото с сайта бронирования, видят каморку с изношенной мебелью, ржавой сантехникой, пятнистыми полотенцами и оторванной ручкой на оконной раме… А из окна открывается вид на мусорные контейнеры во внутреннем дворе.
Если спросить, почему номер настолько не соответствует ожиданиям, вам любезно объяснят, что это категория «бюджет», которую вы и забронировали. К тому же все прочие «бюджеты» сейчас заняты. Хотите номер лучше, хотя бы «стандарт»? Ну конечно, он всего лишь в два раза дороже, долларов на тридцать.
Что делать: бронировать жилье на проверенных агрегаторах или в надежных агентствах, не верить слишком дешевым предложениям. А еще читать отзывы о гостинице. И конечно же, сделайте фото и напишите в службу поддержки сайта, через который производилась бронь, и оставьте негативный отзыв о горе-гостинице или апартаментах. Обычно владельцы дорожат своей репутацией.
«Ошибка» в счете
Это самый простой способ мошенничества. Когда за столом сидит большая группа людей, особенно подвыпивших, им приносят счет с позициями, которые никто не заказывал. Ну, а если клиенты начнут разбираться в деталях и спрашивать, откуда в счете дополнительные три бутылки вина и пять салатов, официант искренно извинится и с улыбкой скажет, что он заработался и перепутал вас с клиентами с другого конца зала.
Что делать: всегда тщательно проверяйте счет и настаивайте на комментариях по каждому пункту в чеке. Если обнаружили ошибки в счете — они не случайны.
Второе меню
Вы зашли кафе, заняли столик, вам тут же принесли меню. Цены в нем невероятно привлекательные и даже неправдоподобно низкие. Сделав щедрый заказ и насладившись обедом, вы просите счет и обнаруживаете, что сумма в нем иного порядка.
Что же случилось? В первом меню стояла цена в евро. А во втором — в турецких лирах. Разница в курсе приличная: в июле 2024 года 1 евро был равен 35-36 лирам. А в итоге обед обошелся вам в астрономическую сумму. Похожий вариант есть с напитками: вы заказываете чашку чая, скажем, за 3 лиры, а в счете появляется 6. Оказывается, в меню была указана стоимость за стакан, а вам-то принесли большую кружку.
Что делать: всегда уточняйте у официанта валюту меню, объем порций и подобные детали. А еще лучше сделать фото первого меню, где валюта не была указана, это самое веское доказательство. В Турции не любят конфликтов: если клиент прав и может доказать это, счет моментально скорректируют.
Платные подарки
На отдыхе в Турции часто вспоминается известное выражение, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Официанты без запроса приносят гостям «приветственные» бокалы вина, а потом выясняется, что это вовсе не комплемент от заведения, их надо оплатить. Или же вы заказали только основное блюдо, а к нему без вашей просьбы принесли гарниры и салаты, это вовсе не потому, что они включены в цену.
Из ресторана отправляемся в лавки и магазины: будьте осторожны, если продавец предлагает пробовать его продукцию. Если вы в итоге ничего не купите, вас попросят оплатить дегустацию.
Предлагают ли вам донести куда-то ваш багаж, дарят ли цветок на улице с обворожительной улыбкой — за все эти услуги потребуют вознаграждение.
Что делать: всегда уточняйте, требует ли услуга или «подарок» оплаты.
Килограмм вместо половины
Так часто обманывают туристов на турецких рынках и в магазинах. Просите 300 граммов лукума? Ну конечно, неспроста продавец там мило улыбнулся и после быстрого взвешивания тут же красиво упаковал товар. Вам же лень будет просить его снова вскрыть упаковку, да еще на иностранном языке? А это стоит сделать: ведь на самом деле в ней полкило, а то и больше. Легче просто заплатить больше.
Что делать: называйте сумму, которую готовы потратить. Причем очень уверенно. Вот тогда вам даже могут предложить настоящую скидку.
Отсутствие ценников
Этот метод поживиться за счет туристов встречается в курортных зонах многих стран. Местным жителям называют одну цену, а туристам — завышенную. Подобную тактику используют везде: от маленьких магазинов до аптек и от рынков до некоторых супермаркетов.
Что делать: Борьба с этим явлением — задача не из легких. Если вы только прибыли в город и еще не ознакомились с уровнем местных цен, не выглядите как давно здесь живущий человек — скорее всего, придется переплатить. Можно посетить несколько точек, возможно, где-то продавцы будут честнее, а цены ниже. А лучший способ избежать переплаты — в первые дни ходить в магазин с местным жителем или покупать товары в крупных супермаркетах.
«Дедушка с щеткой»
Еще одна классическая манипуляция — надавить на жалость. По тихой улочке медленно шагает чистильщик обуви весьма почтенного возраста, несущий в руках большую платформу для чистки обуви. Внезапно с нее на землю падает деревянная щетка. Вы вежливо подбираете инструмент и возвращаете его хозяину — и тем самым соглашаетесь на его услуги. Старичок мгновенно разворачивает свою платформу перед вами и начинает усердно чистить вашу обувь. А после этого — будьте добры заплатить столько, сколько ему хочется с вас взять! Если же откажетесь — вокруг появятся свидетели, которые начнут укорять жадного иностранца, не уважающего старших.
Что делать: просто не поднимать щетку, если она упадет рядом с вами.
Неправильная сдача
Еще одна характерная для турецкой торговли практика — недодать сдачу. Речь идет обычно не о паре лир, а о довольно крупной сумме. В первые дни в новой стране человек еще плохо ориентируется в местной валюте и порядке цен. А значит, вряд ли заметит обман, не так ли? Будьте бдительны везде: в супермаркете, при аренде лежаков на пляже и особенно на рынках. И всегда пересчитывайте сдачу.
Любят мошенничать со сдачей и водители такси. Для высадки они намеренно останавливают машину там, где она всем мешает и не получится стоять долго. Вам спешно вручают купюры меньшего номинала, а затем начинают чуть ли не выталкивать из автомобиля — мол, мы тут движению мешаем.
Что делать: всегда пересчитывайте сдачу, не реагируйте на манипуляции и не спешите. За покупками же лучше ходить компанией и проверять сдачу при свидетелях. А перед оплатой картой предварительно перепроверять сумму на экране.
Подделки известных брендов
Приехали на шоппинг? Один из распространенных способов обмана туристов в Турции — продажа фальшивых брендовых товаров. В туристических районах могут встретиться уличные лотки или мелкие магазины, где продаются сумки, часы, одежда и другие аксессуары якобы от известных модных домов по очень привлекательным ценам. Легкая промышленность в стране действительно хорошая, здесь производят много качественных вещей. Поэтому даже подделки могут выглядеть отлично.
Что делать: Помните, что официальные бренды не продают свою продукцию на улицах, а низкая цена, слишком назойливое поведение продавца — лишнее доказательство обмана. А если вы не прочь обзавестись точной копией товара известного бренда, обязательно проверяйте качество швов, наличие ошибок на лейбле или в логотипе, равномерность окраса. Так, по крайней мере, о факте подделки будете знать только вы и знатоки бренда.