Если соберетесь в Санкт–Петербург, советуем обязательно прогуляться по Большой Морской — одной из красивых улиц города. Она начинается от Арки Генерального Штаба на Дворцовой площади, пересекает Невский проспект и тянется фактически до Новой Голландии. Это одна из первых улиц города, появившаяся в самом начале XVIII века, сразу после основания города. Первоначально в этом месте селились матросы и работники Адмиралтейства — отсюда и название улицы.
Улица застраивалась небольшими деревянными домиками с палисадниками. Со временем социальный состав улицы стал меняться. Здесь стали появляться дорогие каменные дома, в которые переезжали обеспеченные горожане. На улице открывались магазины, торгующие предметами роскоши. В частности, именно здесь в 1842 г. появился фирменный магазин Густава Фаберже. C этим связано и второе неофициальное название улицы — Бриллиантовая.
Также на Большой Морской впервые в городе применялись различные технические новшества. В частности, в 1835 г. здесь появились первые в городе газовые фонари, а в 1905 г. — первые механические часы.
В советское время улица называлась в честь Александра Герцена, проживавшего здесь в 1830-е годы в доме № 25. В 1993 г. улице вернули первоначальное название.
Прогулку по Большой Морской советуем начать от Арки Главного штаба — здания, построенного в первой четверти XIX века архитектором Карлом Росси. Эта арка — не просто проездная, а именно триумфальная — была сооружена в честь победы России Отечественной войне 1812 г.
Архитектурная композиция состоит из двух арок, что отсылает к истокам древнегреческих сооружений двойных ворот — специальному фортификационному сооружению. (Если враг брал первые ворота, то мог оказаться в узкой ловушке перед вторыми). Со стороны Дворцовой площади арку завершает аллегорическая композиция: богиня Виктория на колеснице, держит в одной руке венок победы, в другом — воинский знак с российским гербом.
Первоначально Главный штаб и Арка были окрашены в серый и белый цвета, скульптурные композиции были позолоченными. Привычную желто-белую окраску здание получило уже во времена Александра II во второй половине XIX века.
Со стороны Большой Морской стоит обратить внимание на настенные часы, установленные на Арке. Это так называемые «Часы Менделеева» — первые уличные механические часы Санкт-Петербурга, созданные по проекту Д. И. Менделеева. Часы были установлены в 1905 г., их диаметр составляет два метра. Они показывали точное время, передаваемое по специальному электрического кабелю.
Переходим Невский проспект и останавливаемся возле дома №24 на Большой Морской. Это Торговый дом Фаберже, построенный во второй половине XIX века для активно развивающейся фирмы Карла Фаберже. Фирма Поставщика Двора его Императорского Величества уже не умещалась в старом помещении, поэтому ей потребовалось новое здание, спроектированное родственником знаменитого ювелира архитектором Карлом Шмидтом
Средств на строительство Фаберже не жалел. Главный фасад здания выполнен в стиле модерн с элементами англо-готического стиля, снаружи и изнутри оно украшено богатым декором, которым не раз восхищались современники. В новом доме размещался фирменный магазин и 15-ти комнатная квартира самого Фаберже, в которой он жил вплоть до эмиграции в 1918 году.
Идем по улице дальше и подходим к дому №32 по Большой Морской. Это здание бывшего Русского для внешней торговли банка. Трехэтажное здание, которое представляет собой классический пример архитектурного стиля эклектика в Санкт-Петербурге, было построено в 1887–1888 гг. архитектором Шретером. Фасад здания выдержан в неоренессансном стиле с использованием вюртенбергского песчанка, во внутренних пространствах угадывается уже стиль модерн.
А впереди нас ждет Исаакиевская площадь. И здесь стоит обратить внимание на здание начала XX века — знаменитый отель «Астория». Построенный в 1912 году архитектором Федором Лидвалем он был одним из самых передовых для своего времени: в конструкции здания использовались бетон и огнеупорные материалы, внутри были установлены лифты, а в номера проведены водопровод и телефонная связь.
В архитектуре здания угадывается неоклассический стиль с использованием элементов стиля модерн. Так, к примеру, интерьеры украшены характерным для модерна орнаментальным восточным рисунком. Отель чтит свою историю, что отражено не только в аутентичном дизайне интерьеров, но даже в названиях люксовых сьютов: «Чайковский», «Прокофьев», «Рахманинов», «Шостакович», «Стравинский». Если решите здесь остановиться, советуем выбрать номера с видом на Исаакиевский собор.
Завтракать также лучше с видом на Исаакий, чтобы прочувствовать дух и атмосферу города. Даже если вы остановились не в «Астории», советуем зайти в кафе «Ротонда» на первом этаже на завтрак, чашечку кофе или десерт — их здесь готовят по авторским рецептам, регулярно обновляя меню. А еще в отеле устраивают Винтажный маркет — ярмарку, где можно купить сувениры, старинные предметы декора и изделия локальных мастеров.
Буквально соседняя дверь от парадного входа в «Асторию» — шоколатерия «Счастье»: маленькая кондитерская с большими амбициями. ««Петербург — это счастье» — девиз бренда, который за достаточно короткое время стал одним из современных символов города на Неве. В кондитерской можно полюбоваться историческими интерьерами, а заодно попробовать фирменные пралине с разными вкусами (в том числе, «вкусом Петербурга» — с карельской солью и черной смородиной) и выпить чашечку кофе
Первые «конфеты счастья» были созданы парижским шеф-кондитером Лораном Морено в 2008 году, тогда же открылся первый ресторан на улице Рубинштейна. Сегодня у сети пять ресторанов в северной столице, один из которых — прямо по соседству, на Малой Морской — с лучшим видом на Исаакий и авторской кухней с понятными блюдами.
Если же вы любите итальянскую кухню, зайдите в расположенный по соседству ресторан Borsalino. Здесь вкусно и представлен большой выбор блюд, а из окон также виден красавец Исаакий.
И, конечно, после обеденного перерыва стоит поближе познакомиться с главным собором Санкт-Петербурга. Это уже четвертый собор, построенный в честь Исаакия Далматского. Первая церковь была возведена еще при Петре I. Первоначально она располагалась немного в стороне, рядом с Адмиралтейством, была деревянной и построена в голландском стиле архитектором Харманом ван Болосом. Именно там Петр I обвенчался со свой второй женой Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной I.
Тот собор, который мы видим сейчас, строился 40 лет — с 1818 по 1858 гг. Автор проекта — Огюст Монферран. Собор был освящен за месяц до смерти архитектора. По преданию он хотел быть похороненным в соборе, но император Александр II не дал на это разрешение, поскольку Монферран был католиком.
Собор является поздним памятников классицизма. В его росписях принимали участие Карл Брюллов, Федор Бруни, а над скульптурным оформлением работали Иван Витали и Петр Клодт.
Проект собора напоминает парижские Пантеон и Дом инвалидов. С четырех сторон здание обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. При строительстве было использовано 43 породы материалов. Так, например, цоколь был облицован гранитом, добытым на каменоломнях близ Выборга, а стены — серыми мраморными блоками. Высота собора — более 100 м. Одновременно в соборе могут находится 12000 человек. Это второй по величине собор в России. Больше него только Храм Христа Спасителя в Москве. Советуем в хорошую погоду обязательно подняться на колоннаду и осмотреть с высоты панораму города.
На Исаакиевской площади стоит обратить внимание также на уникальный памятник императору Николаю I. Это настоящий шедевр инженерной мысли — конная статуя императора имеет только два точки опоры. В мире существует лишь несколько памятников такой конструкции, именно по этой причине он не был снесен в советские годы.
Монумент был открыт в 1856 г. после смерти императора. Авторы — архитектор Огюст Монферран и скульптор Петр Клодт. Конную статую императора дополняют четыре аллегорические фигуры: Вера, Мудрость, Правосудие и Сила. Интересный факт: головы фигур являются портретными изображениями супруги Николая I — императрицы Александры Федоровны, и его дочерей Марии, Александры и Ольги.
Не спешите уходить с Исаакиевской площади, здесь есть еще одно интересное место — Центральный выставочный зал «Манеж», который занимает здание Конногвардейского манежа, построенное в 1804–1807 гг. по проекту архитектора Джакомо Кварнеги. Оно предназначалось для зимней и летней выучки и парадных конных выездок Лейб-гвардии Конного полка. В советское время здесь находится гараж НКВД, а с середины 1970-х — выставочный зал.
В «Манеже» проходит много интересных выставок. Из ближайших мероприятий — Третья ярмарка современного искусства 1703, которая пройдет здесь с 5 по 9 июня 2024 года. Помимо собственно искусства, в «Манеже» можно зайти в книжный магазин или перекусить в кафе «Гарсон» на нижнем этаже.
После Исаакиевской площади движемся дальше в сторону Новой Голландии и делаем остановку возле дома Набокова (Большая Морская, 47). Именно здесь в 1899 г. родился и жил вплоть до 1917 года будущий великий русский писатель. В своих произведениях «Другие берега» и «Память, говори» он описывал этот питерский дом и всегда говорил, что он был и всегда остается для него «единственным домом в мире». И действительно, в эмиграции Набоков так никогда и не обзавелся собственным «гнездом» и предпочитал жить в гостиницах.
Сейчас в здании на первом этаже, где сохранились помещения прежних гостиной, столовой и библиотеки, расположен Музей Набокова, основанный в 1998 году. В экспозиции представлены памятные и личные вещи писателя (книги, индексные карточки, карандаши, очки и даже игра Scrabble).
И завершить прогулку советуем у Дворца культуры работников связи, расположенном на пересечении Большой Морской и Набережной Мойки. Мало сейчас кто в этой постройке в стиле конструктивизма угадает бывшую Немецкую Реформаторскую церковь. А между тем до конца 1920-х гг. здесь была кирха. Она была построена в 1860-е гг. для нужд немецкой общины в неороманском стиле архитектором Г.А. Боссе. Здание украшала высокая двухъярусная колокольня. В 1929 году церковь закрыли, и в 1930-е годы полностью перестроили под Дворец культуры. Здание сохранило прежние формы, а колокольню превратили в башню, которую украсил актуальный для того времени фриз на революционную тематику.
История Дворца культуры тесно связана со становлением ленинградского рока. В его стенах выступали и записывались такие легендарные группы, как «Аквариум» и «Кино».
MyDecor представляет дизайнерский гид по городам и интересным местам России. Карта будет постоянно дополняться новыми городами и локациями. Следите за обновлениями в соцсетях проекта в Телеграм и ВК!