Вдохновлять и впечатлять: как работал экспериментальный цех Общесоюзного дома моделей
Выставка «Дом моделей. Индустрия образов» в Музее Москвы.
Фото
mosmuseum.ru

7 марта в Музее Москвы открылась выставка «Дом моделей. Индустрия образов». Центральное место в экспозиции занимает история Общесоюзного дома моделей одежды: именно он определял облик всего советского населения. Каждый год в здании на Кузнецком мосту разрабатывали тысячи моделей швейных и меховых изделий, головных уборов, которые затем воспроизводили на фабриках по всей стране. Расскаызваем о самом творческом цехе — экспериментальном.

История

Вдохновлять и впечатлять: как работал экспериментальный цех Общесоюзного дома моделей
Владимир Фаворский за росписью потолка в Доме моделей. Фотогнрафии Ольги Игнатович. СССР, г. Москва, 1935 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Фото
архивы пресс-служб

Сразу после Октябрьской революции у нового правительства появилась идея создать единый институт моды, где бы создавались модели одежды для всех швейных производств страны. Первым в своем роде стало Ателье мод при тресте «Москвошвей», где с 1923 по 1925 год художники-авангардисты разрабатывали новые коллекции для массового производства и в то же время активно принимали частные заказы.

Первый Дом моделей, который занимался не только разработкой, но и исследованием, и пропагандой моды, открылся в 1935 году на Сретенке. Московский дом моделей, который затем возглавил всю систему и стал Общесоюзным, заработал на Кузнецком мосту в 1944 году. Именно он стал полноценной витриной советской моды, ее идеологическим и экспериментально-художественным центром. 

Вдохновлять и впечатлять: как работал экспериментальный цех Общесоюзного дома моделей
Полоса первого выпуска журнала «Дом моделей». Москва. Изд. дома моделей, 1936 г.
Фото
архивы пресс-служб

Анализ и исследование

Экспериментальный цех, который занимался прогнозированием моды, появился в Общесоюзном доме моделей одежды в 1962 году. Здесь разрабатывали перспективные коллекции — модели не поступали в производство, но служили эстетическим и идеологическим ориентиром для художников промышленных цехов ОДМО и модельеров региональных и республиканских домов.

До 1986 года готовилась одна коллекция в год, а затем раз в полгода по сезонам: весна-лето и осень-зима. Чтобы вдохновить, впечатлить и придумать что-то по-настоящему экспериментальное, художники и искусствоведы анализировали коллекции зарубежных (в почете были в основном французы — модные дома Dior, Chanel, Yves Saint Laurent и Jean Patou) и советских модельеров из других домов моделей по всему Союзу, следили за последними выпусками модных журналов вроде Vogue и Harper’s Bazaar. Также сотрудникам этого цеха предоставлялись свободные от работы творческие дни и декадники, во время которых, например, можно было поехать в командировку за вдохновением в Ригу или Ташкент.

Вдохновлять и впечатлять: как работал экспериментальный цех Общесоюзного дома моделей
Модельер Вячеслав Зайцев с манекенщицами. Фотография Александра Стешанова. СССР, г. Москва, 1965 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Фото
архивы пресс-служб

Эскизы 

Определять главные стилевые тенденции, актуальные пропорции, формы, объемы, колорит и фактуры модельерам помогали работающие в цехе искусствоведы. Когда список трендов был составлен, модельеры приступали к разработке моделей и силуэтов — каждый мог представить до ста эскизов.

У каждого художника в экспериментальном цехе был свой подход и авторский почерк. Тамару Файдель отличала утонченность и элегантность силуэтов. Она часто работала в технике коллажа, делая акцент на фактурах и конструктивном силуэте. Вячеслав Зайцев в свою очередь сразу собирал цельный образ, передавал настроение и характер героини, продумывал прически, аксессуары, обувь. Рисунки Светланы Качаравы были быстрыми и экспрессивными.

Вдохновлять и впечатлять: как работал экспериментальный цех Общесоюзного дома моделей
Экспозиция выставки «Дом моделей. Индустрия образов» в Музее Москвы.
Фото
mosmuseum.ru

Отбор и просмотр

Но разработать эскизы — это не все. Сначала эскизы проходили внутрицеховой отбор — на этом этапе нужно было объединить столь непохожие работы от разных модельеров в одну коллекцию из 80-100 моделей. Их демонстрировали в Зеленом зале ОДМО на главном просмотре, где собирались специалисты из разных отделов Дома. Зал был зеленым в буквальном смысле — в этот цвет были окрашены стены. После обсуждений и горячих споров выбирали лучшие из представленных моделей. Конкретных критериев отбора не было: смотрели на актуальность, оригинальность и связь моделей друг с другом.

Вдохновлять и впечатлять: как работал экспериментальный цех Общесоюзного дома моделей
Художественно-технический совет в Зеленом зале Общесоюзного Дома моделей одежды. Фотография, 1970-е гг. Частное собрание.
Фото
архивы пресс-служб

Эстетическая комиссия

Следующий этап — прохождение Эстетической комиссии по вопросам моды и культуры одежды при Минлегпроме СССР. Она имела формат конференции — в ней участвовали представители разных институций, имеющих отношение к сфере моды: Общесоюзного дома моделей одежды, Всесоюзного института ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды (ВИАлегпром), Общесоюзного дома моделей обуви, Всесоюзного научно-исследовательского института кожгалантерейной промышленности, Всесоюзного дома моделей трикотажных изделий. Здесь представлялись доклады о перспективах индустрии, выдвигались предложения, обсуждались новые идеи. По итогам комиссия формулировала рекомендации, которые потом учитывались при разработке перспективной коллекции.

Вдохновлять и впечатлять: как работал экспериментальный цех Общесоюзного дома моделей
Фрески «История костюма» фриза зала Общесоюзного Дома моделей на Кузнецком мосту, фрагмент. Художник Михаил Пиков. Москва, 1950-е гг. Коллекция Государственного музея архтектуры им. А.В. Щусева.
Фото
архивы пресс-служб

Перспективная коллекция

Вдохновлять и впечатлять: как работал экспериментальный цех Общесоюзного дома моделей
Во время фотосессии моделей верхней одежды Общесоюзного Дома моделей одежды. Фотография, конец 1970-х гг. Частное собрание.
Фото
архивы пресс-служб

После заседания Эстетической комиссии начиналась активная работа над пошивом перспективной коллекции. Главные действующие лица здесь — модельеры и технологи-конструкторы экспериментального цеха, а также коллеги из других организаций — Общесоюзного дома моделей обуви, ВНИИ кожгалантерейной промышленности и Всесоюзного дома моделей трикотажных изделий. С их помощью коллекция пополнялась цельными образами с аксессуарами и обувью — всего около 40–50 моделей. Показ, проходивший на методическом совещании в ВИАлегпроме, дополняли стенды с эскизами, тканями, фурнитурой, обувью, шляпами и сумками. После него коллекция окончательно утверждалась, и с ней начинала знакомство команда производственных цехов, где готовились модели для массового производства, а также республиканские и региональные дома моделей.

Вдохновлять и впечатлять: как работал экспериментальный цех Общесоюзного дома моделей
Показ Общесоюзного Дома моделей одежды в Мексике. Фотография, 1981 г. Частное собрание.
Фото
архивы пресс-служб