7 марта в Музее Москвы открылась выставка «Дом моделей. Индустрия образов». Центральное место в экспозиции занимает история Общесоюзного дома моделей одежды: именно он определял облик всего советского населения. Каждый год в здании на Кузнецком мосту разрабатывали тысячи моделей швейных и меховых изделий, головных уборов, которые затем воспроизводили на фабриках по всей стране. Расскаызваем о самом творческом цехе — экспериментальном.
История
Сразу после Октябрьской революции у нового правительства появилась идея создать единый институт моды, где бы создавались модели одежды для всех швейных производств страны. Первым в своем роде стало Ателье мод при тресте «Москвошвей», где с 1923 по 1925 год художники-авангардисты разрабатывали новые коллекции для массового производства и в то же время активно принимали частные заказы.
Первый Дом моделей, который занимался не только разработкой, но и исследованием, и пропагандой моды, открылся в 1935 году на Сретенке. Московский дом моделей, который затем возглавил всю систему и стал Общесоюзным, заработал на Кузнецком мосту в 1944 году. Именно он стал полноценной витриной советской моды, ее идеологическим и экспериментально-художественным центром.
Анализ и исследование
Экспериментальный цех, который занимался прогнозированием моды, появился в Общесоюзном доме моделей одежды в 1962 году. Здесь разрабатывали перспективные коллекции — модели не поступали в производство, но служили эстетическим и идеологическим ориентиром для художников промышленных цехов ОДМО и модельеров региональных и республиканских домов.
До 1986 года готовилась одна коллекция в год, а затем раз в полгода по сезонам: весна-лето и осень-зима. Чтобы вдохновить, впечатлить и придумать что-то по-настоящему экспериментальное, художники и искусствоведы анализировали коллекции зарубежных (в почете были в основном французы — модные дома Dior, Chanel, Yves Saint Laurent и Jean Patou) и советских модельеров из других домов моделей по всему Союзу, следили за последними выпусками модных журналов вроде Vogue и Harper’s Bazaar. Также сотрудникам этого цеха предоставлялись свободные от работы творческие дни и декадники, во время которых, например, можно было поехать в командировку за вдохновением в Ригу или Ташкент.
Эскизы
Определять главные стилевые тенденции, актуальные пропорции, формы, объемы, колорит и фактуры модельерам помогали работающие в цехе искусствоведы. Когда список трендов был составлен, модельеры приступали к разработке моделей и силуэтов — каждый мог представить до ста эскизов.
У каждого художника в экспериментальном цехе был свой подход и авторский почерк. Тамару Файдель отличала утонченность и элегантность силуэтов. Она часто работала в технике коллажа, делая акцент на фактурах и конструктивном силуэте. Вячеслав Зайцев в свою очередь сразу собирал цельный образ, передавал настроение и характер героини, продумывал прически, аксессуары, обувь. Рисунки Светланы Качаравы были быстрыми и экспрессивными.
Отбор и просмотр
Но разработать эскизы — это не все. Сначала эскизы проходили внутрицеховой отбор — на этом этапе нужно было объединить столь непохожие работы от разных модельеров в одну коллекцию из 80-100 моделей. Их демонстрировали в Зеленом зале ОДМО на главном просмотре, где собирались специалисты из разных отделов Дома. Зал был зеленым в буквальном смысле — в этот цвет были окрашены стены. После обсуждений и горячих споров выбирали лучшие из представленных моделей. Конкретных критериев отбора не было: смотрели на актуальность, оригинальность и связь моделей друг с другом.
Эстетическая комиссия
Следующий этап — прохождение Эстетической комиссии по вопросам моды и культуры одежды при Минлегпроме СССР. Она имела формат конференции — в ней участвовали представители разных институций, имеющих отношение к сфере моды: Общесоюзного дома моделей одежды, Всесоюзного института ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды (ВИАлегпром), Общесоюзного дома моделей обуви, Всесоюзного научно-исследовательского института кожгалантерейной промышленности, Всесоюзного дома моделей трикотажных изделий. Здесь представлялись доклады о перспективах индустрии, выдвигались предложения, обсуждались новые идеи. По итогам комиссия формулировала рекомендации, которые потом учитывались при разработке перспективной коллекции.
Перспективная коллекция
После заседания Эстетической комиссии начиналась активная работа над пошивом перспективной коллекции. Главные действующие лица здесь — модельеры и технологи-конструкторы экспериментального цеха, а также коллеги из других организаций — Общесоюзного дома моделей обуви, ВНИИ кожгалантерейной промышленности и Всесоюзного дома моделей трикотажных изделий. С их помощью коллекция пополнялась цельными образами с аксессуарами и обувью — всего около 40–50 моделей. Показ, проходивший на методическом совещании в ВИАлегпроме, дополняли стенды с эскизами, тканями, фурнитурой, обувью, шляпами и сумками. После него коллекция окончательно утверждалась, и с ней начинала знакомство команда производственных цехов, где готовились модели для массового производства, а также республиканские и региональные дома моделей.