В издательстве СЛОВО/SLOVO вышла долгожданная новая книга Александра Васильева, всемирно известного историка моды, коллекционера и телеведущего. Более 250 иллюстраций из коллекции автора публикуются впервые и сопровождаются увлекательным рассказом о формировании советского стиля жизни в моде, архитектуре, интерьере, на отдыхе, в детском саду, школе, космосе, искусстве и на кухне.
Историк моды, автор книги «Без ретуши. Советский стиль». Издательство Слово/Slovo, 2021
Искусство жилого интерьера в СССР развивалось очень медленными темпами. Объясню почему. Если речь не идет о пространствах общественного назначения, то интерьер, как правило, создается людьми в собственном доме или квартире. В Советском Союзе домов и квартир в частном владении практически не было, а пространство жилого фонда до 1960-х годов делилось в основном на комнаты в коммуналках, поэтому многие семьи существовали в унифицированной обстановке. То есть интерьер единственной комнаты должен был исполнять функции гостиной, спальни, кухни и столовой. Члены любой семьи, насчитывавшей порой до шести человек, спали, готовили, обедали, занимались спортом, отмечали праздники, делали уроки и даже заводили детей в одном помещении. Конечно, это помещение приходилось делить на зоны при помощи занавесок, шифоньеров, буфетов и ширм. Безусловно, назвать жизнь в подобных условиях комфортной было нельзя.
За годы советской власти частные и государственные интерьеры шли, можно сказать, параллельно. Для государственных учреждений изготавливались и мебель, и предметы декоративного искусства, например, люстры для директоров заводов, директоров филармоний, театров, специальные настольные лампы, чернильные приборы, рабочие столы и многое другое. В итоге получилось так, что рабочие и общественные интерьеры, как правило, масштабные и роскошные, не шли ни в какое сравнение с интерьерами, в которых жили простые люди.
В советских интерьерах 1920-х годов сформировались разные направления, которые условно можно разделить на три большие группы. По интерьеру можно было легко определить, живет тут рабоче-крестьянская семья, мещанская или же, что особенно не приветствовалось, «из купцов». Аристократических семей после Октябрьского переворота в нашей стране почти не осталось, а тем, кто уцелел и не эмигрировал, крайне редко удавалось сохранить в интерьере хоть что-нибудь из дореволюционной обстановки.
Стоит отметить, что до войны стал популярен мещанский стиль, атрибутами которого были ковры и салфетки, вышитые подушки и искусственные цветы, оранжевые абажуры с бахромой и хрусталь в горке, фарфоровые безделушки и характерные для того времени слоники, приносившие удачу.
И хотя типичный советский интерьер был, по западным меркам, неказистым, тем не менее, он имел свои отличительные черты, о которых сегодня стоит вспомнить и подробно рассказать.
КАНДЕЛЯБРЫ С ФИКУСОМ, КОНЕЦ 1920-х
Здесь виден уклад дореволюционной жизни, перенесенный в советскую действительность. На небольших квадратных метрах необходимо было разместить все, что составляло ваше «богатство». Тут мы видим пианино, стол, канделябры, фикус, стоящий около кружевных штор, абажур с кистями, металлическую лампу со стеклянными вставками, стаканчики для чая, самовар, модные в 1900-е годы тарелки. Все это говорит о том, что перед нами комната семьи не самого высокого вкуса, а скорее «из купцов». Этот интерьер — иллюстрация дома мадам Грицацуевой: хороший достаток и элементы интерьера «старого режима», перенесенные в советский быт.
СВОЙ МИР, 1919
В стране бушует Гражданская война, а у этой девочки, сидящей у маминого трюмо, — свой мир. Хрустальные флаконы от духов, причем довольно дорогие, ведь в те времена такое обилие хрусталя могло быть только в богатой семье. Также обратите внимание на фарфоровую собачку, которая сидит на салфетке ручной работы, отделанной кружевом. В отражении зеркала мы видим кровать с множеством подушек на ней (также признак зажиточности). Петроград.
СПОРТСМЕНКА И МОДА, 1931
Анна Семеновна Тупицына-Козловская была спортсменкой, но всегда интересовалась миром моды. На фото — клетчатая подушка и полосатый диван, напоминающий мебель, созданную в 1910-е годы Полем Пуаре для своего отеля «Мартин».
МЕЩАНСКИЙ СТИЛЬ, 1933
Семь слоников на полочке как главный элемент мещанского стиля, про них говорили — «приносят счастье». Обратите также внимание на декоративные тарелочки, небольшое вышитое панно в стиле ар деко. Дама в шелковых чулках и в туфельках — она явно хочет подчеркнуть свою женственность, свой стиль, свой достаток. Модные в 1910-е годы полосатые обои, турецкий диванчик 1880-х годов, покрытый тканым покрывалом. Ленинград.
СОВЕТСКИЙ АР ДЕКО, 1949
Спальня в квартире с паровым отоплением. Такие, заранее обставленные, квартиры в основном получали партийные работники, члены ЦК КПСС. Это, конечно, образцово-выставочный дом для элиты. Кровати из орехового дерева, абажуры в немецком стиле 1940-х годов, довольно аскетичные стены. Я бы назвал этот стиль поздним советским ар деко. Классический ар деко закончился к 1940 году, но в Стране Советов, как видим, задержался.
КОМНАТА С ЭРКЕРОМ, 1949
Комната с эркером, очевидно, столовая. Модный ковер на полу, мебель, скорее всего, немецкого производства, торшер. Отсутствуют такие черты мещанского интерьера, как расшитые салфетки и слоники. Вазочки и люстра похожи на трофейные. В убранстве также прослеживается финское влияние. После взятия Выборга и других более мелких финских городов этот стиль стал активнее проникать в советскую действительность. Клетчатые и полосатые шторы — характерный тому пример.
ИНТЕРЕС К ВОСТОКУ, 1950-е
Три поколения семьи служащих, близких к интеллигенции. Модные прически, шелковые платья (что было дорого для того времени), абажур с бахромой, который вошел в моду в эпоху 1910-х годов. Обратите также внимание на зеркальный шкаф и другой элемент японской интерьерной моды — бамбуковую ширму, которая вновь говорит нам об интересе к Востоку, возникшему в нашей стране после русско-японской войны 1904–1905 годов и дошедшему до советского времени. Все изделия из бамбука — этажерки, столики, стулья, кресла — были очень популярны, но ввиду хрупкости и недолговечности самого материала многие не сохранились до наших дней.
ОТДЕЛЬНАЯ КВАРТИРА, 1960
Современное по тем временам кресло, как сейчас помню, стоило в магазине 40 рублей, и телевизор еще старого образца. Этот дом, судя по паркету, построен в военное время, и возможно, на фото не коммунальная, а, как тогда говорили, «отдельная», скорее всего двухкомнатная, квартира. Комната не сильно перегружена вещами, круглый стол в центре и кресло, на котором сидит ребенок, говорят о том, что это гостиная, а хозяева не сильно стеснены квадратными метрами.
ПРИБАЛТИЙСКИЙ ИНТЕРЬЕР, 1973
На фото второй слева — Станислав Чекан, известный по роли Михаила Ивановича в «Бриллиантовой руке», крайний справа — народный артист РСФСР Вячеслав Шалевич. По всей видимости, это застолье во время гастролей по Прибалтике. На фото мы видим огромный радиоприемник, хрустальные вазы, полированную мебель (модную тогда чешскую или, возможно, венгерскую), сервант, наличие которого давало понять — семья живет достойно. Обратите также внимание, все бокалы, чашки и блюдца одинаковые, никаких обоев в цветочек, гладкие ровные стены. Хоть я и не могу назвать этот интерьер в полной мере западным, но все же он скорее носит «прозападный» характер. Близость Финляндии и возможность иногда выезжать туда так или иначе влияли на жителей Эстонской ССР. Таллин.