Пять фактов о модельере Надежде Ламановой
Фото
Архивы пресс-служб

Дворянка-закройщица

Пять фактов о модельере Надежде Ламановой
Портрет Надежды Петровны Ламановой работы фотохудожника Андрея Карелина.
Фото
wikipedia.org

Дочь полковника, выпускница Мариинского нижегородского женского училища, Надежда Ламанова могла бы стать учительницей географии, но выбрала профессию закройщицы. Пусть прозаическую, зато со стабильным доходом — закончив школу кройки Ольги Суворовой, Ламанова устроилась в мастерскую Татьяны Войткевич, где шили наряды первые красавицы Москвы. А уже в 1885 году открыла собственное швейное ателье.

Дела у нее шли так хорошо, что в 1908 году архитектор Никита Лазарев построил для модельера доходный дом на Тверском бульваре — первый модный палаццо в городе с ателье, мастерскими и даже благотворительной школой для девочек.

Московский haute couture 

У Ламановой был безупречный вкус: ее наряды буквально преображали клиенток. Она «проектировала» образы, делая платья «наколкой»: никинув ткань на клиентку, драпировала ее, подкалывала булавками, отрезала лишнее и буквально на глазах заказчицы возникал фантастический наряд. Закончив работу, модельер взмахом руки отпускала заказчицу: «Вот и все, милочка». Это производило настолько сильное впечатление, что некоторые клиентки падали в обморок — внезапно в зеркале они видели сказочную красавицу. А еще Надежда Ламанова придерживалась прогрессивных взглядов и одной из первых решила отказываться от корсетов — как и ее добрый друг, французский модельер Поль Пуаре.

Пять фактов о модельере Надежде Ламановой
Фото
архивы пресс-служб

Модельер императриц и кинозвезд

Наряды от Ламановой заказывали самые известные женщины того времени: императрица Александра Федоровна и ее сестра Великая княгиня Елизавета Федоровна, актрисы Ольга Книппер-Чехова и Вера Холодная, Лиля Брик, балерина Тамара Карсавина, Вера Коралли, королева танго Эльза Крюгер. На знаменитом портрете Валентина Серова актриса Мария Ермолова изображена в глухом черном платье работы Ламановой. А для портрета Елены Балиной модельер придумала костюм из полотнищ синей, белой и черной ткани, которые присобрала у пояса и украсила орнаментом. Причем Серов писал писал ее в ателье Ламановой. По платью Ефимии Носовой, дочки Павла Рябушинского, можно изучать модерн: наряд из белого атласа напоминает античную одежду, по вороту сверкают кораллы, напоминающие традиционную русскую вышивку, черные кружева — дань испанским мантильям, а кожаный ремень — поклон в сторону французской мужской моды. Художник Константин Сомов, который писал Носову, не мог скрыть своего восторга  при виде модели.

Пять фактов о модельере Надежде Ламановой
Портрет работы К. А. Сомова, 1911 г. Е. П. Носова в платье мастерской Надежды Ламановой.
Фото
wikipedia.org

Автор театральных костюмов

«Это второй Шаляпин в своем деле! Талант! Самородок! — восхищался Ламановой Константин Станиславский. По совету Саввы Морозова он пригласил ее работать с МХТ — сорок лет модельер создавала наряды для спектаклей. В ее платьях блистала в «Вишневом саде» Ольга Книппер-Чехова: они оказались так хороши, что в них она выходила в роли Раневской больше 25 лет. Для спектакля «Анна Каренина» Ламанова не стала использовать чужие эскизы, а сама воссоздала исторические костюмы конца XIX века, которые отражали настроение и ритм действия  в той или иной сцене. На выставке «Ламанова. Русский дресс-код» в подклете Старого Английского двора можно увидеть пять нарядов из этой постановки.

Работала Надежда Ламанова и с другими театрами, в том числе Вахатнговским — в знаменитой постановке «Принцесса Турандот» Калаф, невольники, слуги и императоры выходили в костюмах знаменитого кутюрье.

Пять фактов о модельере Надежде Ламановой
Фото
архивы пресс-служб
Пять фактов о модельере Надежде Ламановой
Фото
архивы пресс-служб
Пять фактов о модельере Надежде Ламановой
Фото
архивы пресс-служб

Формула костюма

Пять фактов о модельере Надежде Ламановой
Портрет работы В. А. Серова, 1911 г. Н. П. Ламанова.
Фото
wikipedia.org

Надежда Ламанова сформулировала принципы, в соответствии с которыми нужно создавать одежду. В 1928 году Формулу костюма представили на выставке «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме». Она произвела настоящий переворот и стала программой развития моделирования одежды в молодой советской стране. Ламанова считала, что костюм должен не только не мешать, но и помогать в труде и отдыхе. Поэтому при его создании надо учитывать вкусы и стиль человека, его фигуру, особенности материала и предназначение наряда. Все вместе это позволит создать «максимально прекрасную» форму, которая подойдет конкретному человеку.

Пять фактов о модельере Надежде Ламановой
Фото
архивы пресс-служб

Когда: до 16 апреля 2023 года

Где: Москва, Старый Английский двор, Варварка, 4а