Дворянка-закройщица
Дочь полковника, выпускница Мариинского нижегородского женского училища, Надежда Ламанова могла бы стать учительницей географии, но выбрала профессию закройщицы. Пусть прозаическую, зато со стабильным доходом — закончив школу кройки Ольги Суворовой, Ламанова устроилась в мастерскую Татьяны Войткевич, где шили наряды первые красавицы Москвы. А уже в 1885 году открыла собственное швейное ателье.
Дела у нее шли так хорошо, что в 1908 году архитектор Никита Лазарев построил для модельера доходный дом на Тверском бульваре — первый модный палаццо в городе с ателье, мастерскими и даже благотворительной школой для девочек.
Московский haute couture
У Ламановой был безупречный вкус: ее наряды буквально преображали клиенток. Она «проектировала» образы, делая платья «наколкой»: никинув ткань на клиентку, драпировала ее, подкалывала булавками, отрезала лишнее и буквально на глазах заказчицы возникал фантастический наряд. Закончив работу, модельер взмахом руки отпускала заказчицу: «Вот и все, милочка». Это производило настолько сильное впечатление, что некоторые клиентки падали в обморок — внезапно в зеркале они видели сказочную красавицу. А еще Надежда Ламанова придерживалась прогрессивных взглядов и одной из первых решила отказываться от корсетов — как и ее добрый друг, французский модельер Поль Пуаре.
Модельер императриц и кинозвезд
Наряды от Ламановой заказывали самые известные женщины того времени: императрица Александра Федоровна и ее сестра Великая княгиня Елизавета Федоровна, актрисы Ольга Книппер-Чехова и Вера Холодная, Лиля Брик, балерина Тамара Карсавина, Вера Коралли, королева танго Эльза Крюгер. На знаменитом портрете Валентина Серова актриса Мария Ермолова изображена в глухом черном платье работы Ламановой. А для портрета Елены Балиной модельер придумала костюм из полотнищ синей, белой и черной ткани, которые присобрала у пояса и украсила орнаментом. Причем Серов писал писал ее в ателье Ламановой. По платью Ефимии Носовой, дочки Павла Рябушинского, можно изучать модерн: наряд из белого атласа напоминает античную одежду, по вороту сверкают кораллы, напоминающие традиционную русскую вышивку, черные кружева — дань испанским мантильям, а кожаный ремень — поклон в сторону французской мужской моды. Художник Константин Сомов, который писал Носову, не мог скрыть своего восторга при виде модели.
Автор театральных костюмов
«Это второй Шаляпин в своем деле! Талант! Самородок! — восхищался Ламановой Константин Станиславский. По совету Саввы Морозова он пригласил ее работать с МХТ — сорок лет модельер создавала наряды для спектаклей. В ее платьях блистала в «Вишневом саде» Ольга Книппер-Чехова: они оказались так хороши, что в них она выходила в роли Раневской больше 25 лет. Для спектакля «Анна Каренина» Ламанова не стала использовать чужие эскизы, а сама воссоздала исторические костюмы конца XIX века, которые отражали настроение и ритм действия в той или иной сцене. На выставке «Ламанова. Русский дресс-код» в подклете Старого Английского двора можно увидеть пять нарядов из этой постановки.
Работала Надежда Ламанова и с другими театрами, в том числе Вахатнговским — в знаменитой постановке «Принцесса Турандот» Калаф, невольники, слуги и императоры выходили в костюмах знаменитого кутюрье.
Формула костюма
Надежда Ламанова сформулировала принципы, в соответствии с которыми нужно создавать одежду. В 1928 году Формулу костюма представили на выставке «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме». Она произвела настоящий переворот и стала программой развития моделирования одежды в молодой советской стране. Ламанова считала, что костюм должен не только не мешать, но и помогать в труде и отдыхе. Поэтому при его создании надо учитывать вкусы и стиль человека, его фигуру, особенности материала и предназначение наряда. Все вместе это позволит создать «максимально прекрасную» форму, которая подойдет конкретному человеку.
Когда: до 16 апреля 2023 года
Где: Москва, Старый Английский двор, Варварка, 4а