Раскол христиан на православных и староверов произошел на Руси в 1666 году: тогда патриарх Никон ввел реформы, которым не хотела следовать часть верующих. Глобальной целью нововведений было объединение всего православного русского мира, а средством стала унификация некоторых обрядов.
Греческие богословы, которых позвали для «аудита» и которые выявили множество расхождений с византийскими канонами, рекомендовали креститься не двумя, а тремя пальцами, писать имя «Иисус» с двумя «и», проводить крестный ход по солнцу… Эти и множество других символов веры закрепили в новом Соборе — против него и выступали старообрядцы, навлекшие на себя репрессии. Выжили сильнейшие — и сохранили свои традиции до сих пор.
Не считают себя староверами
«Не мы староверы, а другие — нововеры». Старообрядцы считают, что именно они сохранили исконную веру, а потому являются в первую очередь православными. А вот сторонников реформы Никона называют «нововерцами» и «никонианами» — и продолжают соблюдать обряды, не позабытые более чем за четыре сотни лет. Именно Никон со сторонниками ушел из Церкви, а не наоборот, уверены представители этой ветви.
По-другому изображают Христа
В традиции староверов Христос никогда не изображается страдающим. По их убеждениям, Сын Господа был обречен на мучения своей человеческой природой, а не божественной, которой и поклоняются верующие. На их нательных крестах тоже не увидишь Христа: старообрядцы считают, что крестик обозначает собственный путь человека на стезе веры. Иными словами, все, где есть изображение Иисуса, считается иконами — которые носить на теле запрещено.
Иначе называют детей
Называя детей, староверы строго сверяются со святцами. Подходящими именами считаются те, что находятся в пределах восьми дней до и после даты рождения. Вот почему среди них встречаются редкие и позабытые имена — Матрена, Акулина, Савватий, Савелий, Ефросинья, Прасковья, Федора, Мавра… Впрочем, в обиходе и привычные нам, распространенные имена вроде Петра, Марии и Екатерины. Примечательно, что в некоторых старообрядческих общинах не признают сокращения и всегда зовут друг друга полными именами. А еще в семьях староверов вполне могут одинаково назвать братьев или сестер (тем более если это не противоречит святцам).
Считают халтуру грехом
Многие старообрядческие общины весьма зажиточны, а их обитатели — вполне обеспечены и более чем довольны жизнью. Отчасти это объясняется тем, что пренебрежительное отношение к труду считается настоящим грехом — работа спустя рукава осуждается, а значит, староверы просто обречены на благополучие.
Не смотрят телевизор
Проводить время перед голубым экраном запрещено старообрядческим укладом. Новости о происходящем распространяются через сарафанное радио — путем общения с горожанами. С ними же они совершают сделки по обмену некоторых продуктов на «блага цивилизации»: последние принимаются без упаковок и фантиков и, конечно, не покупаются за деньги.
«Граждане мира»
С XVII века на староверов начались гонения — вот почему многие семьи, желающие сохранить свои убеждения, вынуждены были бежать за пределы страны. Кто-то осел в Румынии, Польше и Латвии, кто-то бежал в Китай, а некоторые добрались даже до Латинской Америки: крупнейшие общины располагаются в Боливии, Уругвае и Бразилии.
Живут в архитектурных памятниках
Стереотипы о том, что староверы живут в избах и занимаются исключительно натуральным хозяйством, отчасти оправданы. Сохраняя привычный уклад, общины сохраняют и архитектурный фонд — так, например, произошло
Просторные терема с резными узорами в Лампово начали строить около двух столетий назад — аутентичные дома, возведенные в традициях того времени, сохранились и по сей день: тридцать теремов стали памятниками архитектуры. Каждый из них богат своей историей и оброс легендами — и каждый требует капитального ремонта, который старообрядцам не так просто согласовать с властями. Совсем недавно дома-памятники вновь начали возвращаться под государственную охрану и ставиться на учет, получать паспорта и становиться объектами культурного наследия.
«Наши дома хранят много загадок, — рассказывает житель Лампово Денис Ермилин, — Многие нужно реставрировать с привлечением государственного субсидирования. Однако некоторые потенциальные наследники разъехались по миру, утратили связь со своими корнями, потеряли документы или вовсе забыли о том, что имеют право на архитектурное наследство». Вот почему некоторые терема, понемногу ветшая, продолжают сохранять первозданный вид, привлекая туристов многовековым самобытным духом.