«Во всем мире фарфоровые пасхальные яйца ассоциируются с Россией, где традиция расписывать их и дарить в светлый праздник Пасхи была особенно распространена, — рассказывает коллекционер Алексей Бочков. — В период царствования Алексея Михайловича существовал целый чин празднования Пасхи, ритуалом которого была обязательная раздача раскрашенных и расписанных яиц. Красили яйца куриные, гусиные, утиные. Резьбой и росписью украшали деревянные и костяные яйца».
Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо появилось в середине XVIII века
«Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо появилось в середине XVIII века. Секрет изготовления „белого золота“, порцелина, как раньше называли фарфор, открыл талантливый русский ученый Дмитрий Иванович Виноградов. Именно тогда вместе с первыми образцами сервизов на Императорском Фарфоровом Заводе под руководством ученого была реализована идея изготавливать символизирующие возрождение и надежду пасхальные яйца из „белого золота“. Выполненные из тончайшего отечественного фарфора, полые внутри, хрупкие, как настоящая яичная скорлупка, покрытые изысканной миниатюрной живописью и позолотой, они изумляли современников своей красотой. Фарфор как драгоценный материал стал для императорских пасхальных яиц символичным. Однако при всем стилистическом и сюжетном многообразии росписей доминирующим в императорских фарфоровых яйцах оставался христианский символ. Пасхальное яйцо в России уподоблялось дорогой миниатюрной фарфоровой иконе, семейной реликвии для „красного угла“ родного дома».
«К каждой Пасхе изготавливались фарфоровые яйца с росписью, предназначенные членам царской семьи „на раздачу“ при христосовании. Роспись одного пасхального яйца могла занимать у живописца до 40 дней работы. Регламент их представления ко двору был строго определен: к каждой Пасхе император и императрица получали по 40-50 расписных фарфоровых яиц, великие князья — по три, а великие княгини — по два яйца».
Роспись одного пасхального яйца могла занимать у живописца до 40 дней работы
«Фарфоровые яйца дарились самим императором или членом императорской семьи в Пасху за заслуги перед семьей или Отечеством. В последнюю Пасху военного 1916 года заводом было представлено ко двору 15365 пасхальных яиц. Это самое большое число за всю историю Императорского Фарфорового Завода. Большая часть этих яиц была предназначена для раздачи и христосования с низшими офицерскими чинами. Во время Первой мировой войны сами великие княгини развозили на фронт и по госпиталям сотни и тысячи фарфоровых яиц (так называемые фронтовые, лазаретные яйца, или „красный крест“)».
На Пасху 1916 года Императорским Фарфоровым Заводом было представлено ко двору 15365 пасхальных яиц — это самое большое число за всю историю ИФЗ
«На сегодняшний день сохранилось не так много этих хрупких произведений искусства. В моем собрании, обогатившимся после приобретения коллекции Харольда Уитбека, насчитывается почти 300 экземпляров. Характер росписи позволяет проследить изменения художественных стилей и предпочтений. Например, после освящения Владимирского собора в Киеве, росписи которого создавались ведущими художниками своего времени: Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым, Василием Котарбинским, Павлом Сведомским, — их сюжеты стали источником вдохновения как для мастеров Императорского Фарфорового Завода, создавших по их мотивам серию яиц, так и для частных фарфоровых заводов».
«Образ Евангелиста Иоанна на фарфоровом яйце ИФЗ из коллекции точно воспроизводит композицию Виктора Михайловича Васнецова с северо-восточного паруса центрального купола Владимирского собора. История древней традиции, рассказанная в миниатюрной форме, продолжает жить и радовать всех, кто знакомится с этими хрупкими сокровищами».
Пасхальное яйцо в России уподоблялось дорогой миниатюрной фарфоровой иконе, семейной реликвии для «красного угла» родного дома