«Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов (1979)
Сюжетный троп о героине, приезжающей в Москву из провинции, стал частью многих киноисторий о женской дружбе. Вот и в поздней классике советского кино — мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — три героини прибывают в Москву с самыми разными видами на будущее. Катерина (Вера Алентова) готовится к поступлению в институт, Люда (Ирина Муравьева) расставляет по всей Москве силки в поисках выгодной партии, а Тося (Раиса Рязанова), кажется, уже нашла свое спокойное счастье, встретив скромного электрика Колю.
В общем, так бы каждая из них и жила по собственному «госплану», если бы однажды дядя Катерины, уважаемый профессор, не попросил ее присмотреть за своей квартирой в знаменитой высотке на Площади Восстания (теперь известной как Кудринская), а предприимчивая Люда не убедила бы Катю воспользоваться случаем и выдать себя за профессорских дочерей. Мимолетное решение с далекоидущими для обеих девушек последствиями. Несмотря на нынешний культовый статус, сначала фильм Меньшова, поставленный им по сценарию Валентина Черных, получил весьма прохладный прием у критиков и не вызывал особых ожиданий даже у создателей. Отношение к ленте изменилось после прокатного успеха и «Оскара», полученного в категории фильмов на иностранном языке.
«Как звезды», режиссер Мария Лойтер (2023)
Соня (Наталья Земцова) и Маша (Надежда Иванова) не похожи как Луна и Солнце, как лед и пламя, как ночь и утро. Соня приехала из Омска, чтобы покорить Москву, Маша — живет в самом ее центре в старинном особняке, затерявшимся среди баров и ресторанов и вечной перекладки плитки; Соня — деятельна и амбициозна, Маша — готова сдаться еще до боя; Соня — открыта миру, Маша — всячески от него скрывается. Впрочем, кое-что их все же объединяет. Во-первых, обе девушки одиноки. А, во-вторых, обе получили актерское образование и по-прежнему мечтают о славе. К их общему счастью, случай сводит их вместе (у самого порога киностудии) и меняет жизнь навсегда. Соня перебирается к Маше, и вскоре им улыбается удача. Подруг утверждают на роли в исторической драме с первыми актерами страны — Кристиной (Юлия Снигирь) и Кастальским (Гела Месхи). Но мечты, столь близкие к осуществлению, полны соблазнов, способных разрушить любую дружбу.
Идея фильма пришла режиссеру и соавтору сценария Марии Лойтер как-то вечером после премьеры ее короткометражки «Галангал». Сыгравшие в ней актрисы Наталья Земцова и Надежда Иванова так задорно рассказывали о своей актерской молодости, что, кажется, не оставили режиссеру выбора. Она тогда же решила, что хочет снять фильм о дружбе двух столь не похожих актрис и всего через несколько лет сделала это, попутно выиграв приз зрительских симпатий на кинофестивале «Дух огня».
«Кококо», режиссер Авдотья Смирнова (2012)
Следует тому же тропу и героиня ленты «Кококо» Вика, путешествующая из Екатеринбурга в Санкт-Петербург. Правда, четкого плана действий у Вики нет, впрочем, даже если бы он и был, то несчастный случай — кража сумки с деньгами и документами из поезда — все равно бы его расстроил. К ее «удаче», там же в поезде она знакомится с Лизой (Анна Михалкова), сердобольной научной сотрудницей Кунсткамеры, и становится жертвой ее преувеличенных забот. Для начала Лиза приглашает Вику жить к себе, знакомит со своими друзьями и коллегами, а после пытается устроить в пресс-службу или хотя бы на местное телевидение, для чего работает над ее произношением и образованием. В свою очередь Вика, много лет отслужившая в барах и клубах, в рамках этой небольшой программы культурного обмена учит Лизу веселиться. В общем, этой историей дружбы режиссер и соавтор сценария Авдотья Смирнова прикрыла вечный сюжет Пигмалиона, сдобрив его сатирическими наблюдениями над «русской интеллигенцией» и вечным полем ее экспериментов — «несчастном народе».
«Звезда», режиссер Анна Меликян (2014)
Отношения Маши (Тина Далакишвили) и Риты (Северия Янушаускайте) сложно назвать женской дружбой в классическом понимании. Режиссер «Звезды» Анна Меликян создает между героями пространство абсолютной разобщенности в русле популярной с середины нулевых эстетической и этической критики «гламура». Так юный максималист Костя (Павел Табаков), отвергающий преимущества своего положения, бесконечно далек от своего отца Сергея, отстраненного «замминистра» неизвестного ведомства (Андрей Смоляков). Точно так же и Рита — девушка последнего — не испытывает к нему ничего кроме скрытого презрения. Сюжет запускает известие о ее смертельном заболевании — обреченная Рита признается Сергею в своих чувствах, лишается положения, и опустившись на несколько ступенек социальной лестницы, встречает Машу — одинокую чудачку, замыслившую превратить себя в кинозвезду посредством десятка пластических операций (в нее беззаветно влюблен их «связной» Костя). Скрепляет этот странный союз двух отстраненных, «холоднодушных» существ общее стремление оставить о себе память, которое Меликян саркастически уподобляет свету звезд, видимому даже после их «смерти».
«Я худею», режиссер Алексей Нужный (2018)
В фильме Алексея Нужного дружба кондитера Ани (Александра Бортич), главной героини, и Наташи (Ирина Горбачева) играет второстепенную, вспомогательную для генеральной линии сюжета роль. Аня, потерявшая сначала интерес к жизни, а затем и возлюбленного Женю (Роман Курцын), расставшегося с ней из-за набранного ею веса, пытается вернуть его, избавившись от лишних килограммов. Разумеется, в процессе она понимает, что принятие себя в любом цвете и форме гораздо важнее. В этом ей помогают безотказный Коля (Евгений Кулик), с которым она знакомится на встрече анонимных любителей сладкого, и давняя подруга Наташа, у которой — что с второстепенными героями случается нечасто — есть собственная сюжетная арка, ведущая ее из Нижнего Новгорода в Москву.
В этом драмеди, придуманном Нужным в совместно с Николаем Куликовым и Константином Майером, авторы незамысловато высказались на редко упоминаемую в российском жанровом кино тему отношений с собственным телом и точно попали в «боль» аудитории — фильм до сих пор входит в список 50 самых кассовых российских фильмов.
«Дылда», режиссер Кантемир Балагов (2019)
Зима 1945-го года. Призрак войны все еще витает на улицах Ленинграда, планируя между разрушенными домами и искалеченными телами и душами жителей. Среди них выделяется высокой громадой нескладная фигура белесой Ии (Виктория Мирошниченко), теперь служащей медсестрой в госпитале, а прежде — до контузии, до сих пор напоминающей о себе временными «застываниями» сознания — воевавшей на фронте. Вскоре после начала повествования в город прибывает (не в пример робкой Ие) бойкая Маша (Василиса Перелыгина), соскучившаяся по маленькому сыну, оставленному подруге на воспитание.
Кроме мучительных, подавляемых воспоминаний о войне девушек соединяет невыразимая, болезненная необходимость друг в друге, связывающая их крепче привычных уз дружбы. Фильм о видимых и скрытых внутри шрамах войны был дважды отмечен на Каннском кинофестивале — призом ФИПРЕССИ и наградой Кантемиру Балагову как лучшему режиссеру в рамках программы «Особый взгляд».
«Очень женские истории» (2019)
Из пяти чрезвычайно разных по методу съемки и смыслу высказывания историй, рассказанных и показанных в киноальманахе, по крайней мере три посвящены женской дружбе в той или иной ее форме. В короткометражке Лики Ятковской главная героиня (Любовь Толкалина), узнавшая об измене мужа, знакомится и прикидывается подругой его молодой любовницы (Лукерья Ильяшенко) только, чтобы обвести ее вокруг пальца. Нечто подобное случается и в «Выставке» — истории, поставленной Анной Сарухановой и рассказывающей о девушке (Полина Виторган), подрабатывающей живой статуей на экспозиции, частью которой оказывается новая возлюбленная (Анфиса Черных) ее бывшего парня (выясняется, что общего у них гораздо больше, чем казалось). Наконец, самый «чистый» пример дружбы демонстрирует единственный во всем киноальманахе отрывок, поставленный мужчиной — Антоном Бильжо — и озаглавленный как «Стиралка». В нем скучающая, кажущаяся идеальной домохозяйка (Диана Дэлль) утопает то ли в сожалениях, то ли в стыдливо прикрытых скромностью восторгах о ночи, прошедшей в компании лучшей подруги (Анна Слю) и двух малознакомых парней.
«Марафон желаний», режиссер Даша Чаруша (2020)
Маникюрша из Воронежа Марина (Аглая Тарасова), точно как и ее «коллега» кондитер Аня из «Я худею», озабочена тем, чтобы вернуть не просто возлюбленного, но жениха Лешу (Макар Запорожский). Впрочем, их разлучил не лишний вес главной героини, а коварная мамаша избранника (Юлия Ауг), решившая, что девушка не пара ее любимому сыну. Решает эту проблему Марина радикально и очень в духе времени, решив поучаствовать в «марафоне желаний», который уже на следующий день должен пройти в Ханты-Мансийске. Эту блестящую мысль ей подсказывает сумасбродная лучшая подруга Лиза (Мария Миногарова), уже ожидающая ее в Сибири и наставляющая ее по телефону. Проблемы неотступно преследуют Марину на всем ее пути — сначала она не попадает на рейс из-за «овербукинга», затем застревает в отделении полиции в аэропорту, а потом и вовсе встречает капризного москвича Сашу (Кирилл Нагиев), который почему-то не желает помочь в решении проблем. Лиза и Марина успеют несколько раз разругаться, но в итоге встретятся в заветном Ханты-Мансийске.