Мишель Франко. «Закат» (2021)

Фильм «Закат» — многомерная драма Мишеля Франко, одного из поздних представителей мексиканской «Новой волны» со своим особенным режиссерским почерком, сочетающим камерность и немногословность.

Кино на выходные: фильмы с «мексиканским акцентом»
Кадр из фильма «Закат» режиссера Мишеля Франко.

Лента рассказывает о Ниле Беннетте, отдыхающем с родными в Акапулько, когда из дома приходит скорбная весть о смерти близкого им человека. Все начинают собираться и спешить в аэропорт, Нил, однако, делает вид, что забыл паспорт в отеле и остается. Он знакомится с местной девушкой Беренис и закручивает с ней роман, не превращающий, однако, фильм в ромком.

Режиссер ловко лавирует между жанрами, добавляя то напряжения, то загадочности, заставляя зрителя менять отношения к происходящему. Очень чуткое кино с одной из лучших ролей Тима Рота, с которым Франко уже работал над фильмами «Хроник» и «600 миль» (в последнем Франко выступил как продюсер).

Кино на выходные: фильмы с «мексиканским акцентом»

Орсон Уэллс. «Печать зла» (1958)

Фильм Орсона Уэллса, окутанный мифами, как и все творчество великого режиссера. По одной из версий Уэллс взялся за экранизацию малоизвестного романа Уита Мастерсона, только чтобы доказать, что способен сделать шедевр из любого, даже столько второсортного сюжета. Впрочем, над сценарием он все же поработал.

Так или иначе, Уэллсу удалось совершить задуманное: заурядный сюжет о маленьком злачном городке на американо-мексиканской границе, в который со своей невестой прибывает агент по борьбе с наркотиками Варгас и который их в итоге поглощает, он превратил в один из самых значительных нуаров в истории. Вершина уэллсовского барокко с длинными планами — открывающий долгий кадр с проезжающей машиной вошел во все курсы по истории кино — и звездным актерским составом.

Роли в фильме исполнили Чарлтон Хестон, Джанет Ли, которая через два года снимется у Хичкока в «Психо», Марлен Дитрих, Джозеф Коттен и, конечно, сам Орсон Уэллс, сыгравший главного антагониста Варгаса — инспектора Куинлэна.

Кино на выходные: фильмы с «мексиканским акцентом»

Алехандро Гонсалес Иньярриту. «Сука-любовь» (2000)

Дебютный фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту, режиссера «Бердмена» и «Выжившего», ставший его визитной карточкой и одним из самых известных во всей мексиканской «Новой волне». В нем Иньярриту и его соавтор, сценарист Гильермо Арриага, рассказывают три параллельные, но взаимосвязанные истории (этот же прием они повторят потом в «Вавилоне»), объединенные одним рядовым, как кажется, случаем: аварией в центре города, которая изменит жизни многих. Номинация на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Кино на выходные: фильмы с «мексиканским акцентом»

Энди Теннант. «Поспешишь — людей насмешишь» (1997)

Романтическая комедия о столкновении двух культур — американской и мексиканской, двух религий — протестантской и католической, и, наконец, двух сердец — талантливого архитектора Алекса Уитмена и Изабель Фуэнтес — которое, несмотря на все различия, оборачивается их союзом. Идеально совпавшие вечно неуверенный в себе Мэттью Перри и прекрасная в своей непосредственности Сальма Хайек в главных ролях. Оригинальное название фильма Fools Rush In отсылает к знаменитой песне Элвиса Пресли Can’t Help Falling In Love.

Кино на выходные: фильмы с «мексиканским акцентом»

Джули Тэймор. «Фрида» (2002)

Байопик о полной трудностей жизни знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало и ее многолетних отношениях с Диего Риверой, вдохновивших ее на известный афоризм: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — когда я встретила Диего». Еще одной любовью художницы была Мексика. Ее следы заметны во всем ее творчестве. Жизнь Фриды была столь богатой на события, что напоминала приключенческий роман, одной из глав которого стали отношения с Троцким, нашедшим свой конец именно в Мексике.

Кино на выходные: фильмы с «мексиканским акцентом»

Питер Гринуэй. «Эйзенштейн в Гуанахуато» (2015)

Другой, пусть и менее противоречивый, наш соотечественник также был связан с Мексикой. Речь идет о великом русском кинорежиссере Сергее Эйзенштейне, в 1931 году отправившегося в Гуанахуато на съемки фильма «Да здравствует Мексика!». О том, как знакомство с культурой этой страны и местным гидом Паломино Каньедо изменило Эйзенштейна, и рассказывает фильм Питера Гринуэя. Лента сочетает кадры документальной хроники, анимацию и постановочные сцены — словом, Гринуэй использует все возможные визуальные средства, чтобы изобразить десять дней, которые потрясли Эйзенштейна.

Кино на выходные: фильмы с «мексиканским акцентом»

Джон Хьюстон. «Ночь игуаны» (1964)

И снова классика. На этот раз от Джона Хьюстона, экранизировавшего одноименную пьесу Теннесси Уильямса с одним значительным отличием — в финале неприкаянный алкоголик Лоуренс Шеннон, преподобный Епископальной церкви, лишенный сана и вынужденный работать гидом в Мексике для американских туристов, находит, наконец, покой в маленькой мексиканской гостинице в компании Максин (Ава Гарднер). Не счастливый, но спокойный финал, в котором Хьюстон в отличие от многих других своих фильмов, дарит зрителям надежду.

Кино на выходные: фильмы с «мексиканским акцентом»

Гор Вербински. «Мексиканец» (2001)

Обаятельная комедия положений о легендарном пистолете, известном как «Мексиканец», который, если верить преданию, проклят и несет гибель своему хозяину, но при этом неизменно пользуется у преступников популярностью. Именно за ним в качестве уплаты долга в Мексику отправляется Джерри Уэлбах — самый нелепый гангстер в истории, попавшийся на удочку криминальному боссу Марголису… случайно врезавшись в его машину. Положение Джерри ухудшается еще и тем, что его возлюбленную Саманту для страховки взяли в заложники. Вычурная комедия Гора Вербински с морем случайностей, которые могли произойти только в Мексике с блистательным Брэдом Питтом в главной роли.

Кино на выходные: фильмы с «мексиканским акцентом»

Дени Вильнев. «Убийца» (2015)

Строгий и холодный триллер Дени Вильнева погружает зрителя вместе с персонажем Эмили Блант, агентом по розыску похищенных Кейт Мерсер, в центр борьбы с мексиканскими наркокартелями, которую ведет ЦРУ, не слишком привередничая в выборе средств. Крепкий сценарий Тэйлора Шеридана, автора таких фильмов, как «Любой ценой» (2016) и «Ветреная река» (2017), скальпически точная камера Роджера Дикинса и завораживающая игра Эмили Блант и Бенисио Дель Торо сделали «Убийцу» одним из лучших фильмов года.

Кино на выходные: фильмы с «мексиканским акцентом»
Фото
Richard Foreman, Jr. SMPSP

Альфонсо Куарон. «Рома» (2018)

«Рома» — полуавтобиографический фильм Альфонсо Куарона, который наряду с Иньярриту и Гильермо Дель Торо является одним из главных мексиканских режиссеров нашего времени. Эта лента стала первой за долгое время, прошедшее после выхода «И твою маму тоже» (2002), картиной, снятой в Мексике и кроме того звучащей удивительно заземлено по сравнению с прошлой работой режиссера — «Гравитацией», действие которой происходило в далеком космосе. Куарону удалось рассказать простую историю беременной девушки из Ромы, бедного квартала Мехико, так искусно, что в этой простоте сложно не разглядеть глубины. Вот и жюри почти всех главных премий мира не смогли не сделать этого — «Рома» награждена «Оскаром», «Золотым леопардом», «Золотым глобусом» и призом Британской академии кино и телевизионных искусств.

Кино на выходные: фильмы с «мексиканским акцентом»