Эллиотт Лестер. «Последствия» (2017)
Картина Джеймса Кента переносит в разрушенную и опустошенную Германию сразу после окончания Второй мировой войны. Британский военный Льюис Морган назначен временным мэром Гамбурга и должен следить за восстановлением города. Он и его жена (Кира Найтли) занимают особняк, принадлежащий немецкому архитектору (Александр Скарсгард), но позволяют прежним хозяевам остаться в доме. Каково находится под одной крышей с теми, кто был врагом по определению на протяжении всех последних лет? Это не только личная драма, но и выбор между долгом и желанием сердца и попытка найти свое место в послевоенной системе координат.
Стивен Долдри. «Чтец» (2008)
Пятнадцатилетний Михаэль знакомится с кондуктором трамвая Ханной Шмиц и влюбляется в нее, несмотря на значительную разницу в возрасте. Их роман, обреченный с самого начала, длится всего одно лето, но его последствия преследуют героя всю дальнейшую жизнь. Однажды Ханна просто исчезает, и их следующая встреча состоится только через восемь лет — когда Михаэль станет студентом-юристом, а она окажется на скамье подсудимых. В прошлом Ханна работала надзирательницей в Освенциме, и заставляла заключенных читать ей книги, как после читал их ей он. Принять прошлое Ханны или забыть ее оказывается для Михаэля одинаково невозможным.
Боб Фосс. «Кабаре» (1972)
Мюзикл Боба Фосса показывает Берлин эпохи Веймарской республики. Два часа музыки и бурлеска в кабаре скрывают драматичную историю. В то время, пока внутри царит вечный праздник, за дверями клуба страну раздирает политический и экономический хаос, на улицах случаются еврейские погромы, к власти приходит нацистская партия, а в воздухе появляется гнетущая атмосфера будущей страшной войны. Бессмертная классика на все времена.
Стивен Спилберг. «Шпионский мост» (2015)
События зрелищного триллера Стивена Спилберга происходят в разгар другой войны — холодной. В США ловят советского шпиона, и государство обязано предоставить ему защитника в суде. Эта роль выпадает адвокату Джеймсу Доновану. То, что вначале должно было остаться рутинной задачей, становится настоящей проверкой для героя Тома Хэнкса — как продолжить честно выполнять свою работу, когда все вокруг начинают считать тебя пособником врага?
Бернардо Бертолуччи. «Конформист» (1970)
Фильм Бернардо Бертолуччи становится полноценным исследованием истоков фашизма и того, как ведет себя человек в условиях жесткой диктатуры. Доктор Марчелло Клеричи хочет только найти способ приспособиться к ситуации и быть законопослушным гражданином своей страны, но в условиях, когда само государство, в котором ты живешь, является преступным, оставаться конформистом значит выбрать сторону зла.
Марк Херман. «Мальчик в полосатой пижаме» (2008)
Картина Марка Хермана была снята по мотивам одноименного бестселлера. В центре сюжета — два мальчика, связанных дружбой, которая в конечном итоге оказывается сильнее страха и даже смерти. Один из них — сын коменданта концентрационного лагеря, другой — заключенный еврей за забором из колючей проволоки. Особую пронзительность фильму придает то, что все события показаны сквозь призму детского взгляда.
Иштван Сабо. «Мефисто» (1981)
«Мефисто» интерпретирует историю о Фаусте в контексте середины прошлого века. Актер Хендрик Хофген ищет признания, и не получив его, решает продать душу, вот только дьяволом в его случае выступает Третий Рейх. Талантливый артист, он уверен, что творчество может быть вне политики, но, поставив свой талант на службы злу, сам становится частью тоталитарной машины. Осознание цены, которую пришлось заплатить, приходит к герою слишком поздно.