Вуди Аллен. «Вики Кристина Барселона» (2008)
Кажется, Стивену Фраю принадлежит мысль (настолько, насколько она вообще может кому-то принадлежать) о том, что носителями истинного английского духа парадоксальным образом оказываются отнюдь не чистокровные британцы. В качестве примеров он упоминал сэра Уинстона Черчилля, мать которого была американкой, и (скромно) самого себя, по маме связанного с еврейским народом. Иностранные гены, позволяющие взглянуть на культуру как бы со стороны, усиливали, по его мнению, «английскость»
Если следовать этой логике, то вам покажется не слишком удивительным тот факт, что один из самых известных в мировом кинематографе фильмов об Испании снял не испанец, а американский режиссер Вуди Аллен. В начале нулевых он отправился в кинотурне из любимого Нью-Йорка по европейским странам и в 2008-м добрался до Иберийского полуострова, где снял смешной и целиком построенный на стереотипах об испанцах и американцах фильм «Вики Кристина Барселона». Он рассказывает о путешествии двух американок — Вики (Ребека Холл) и Кристины (Скарлетт Йоханссон) в Барселону, которое навсегда изменит их жизнь, открыв в первой спонтанность и страстность, а во второй, напротив, рассудительность.
В роли катализатора, запустившего цепочку реакций, выступили барселонский художник Хуан Антонио (Хавьер Бардем) и его жена, сумасбродная художница Мария Елена, гениально сыгранная Пенелопой Крус, которая получила за эту роль заслуженный «Оскар».
Гастон Дюпра, Мариано Кон. «Главная роль» (2022)
Еще одну героиню с вулканическим артистическим темпераментом Пенелопа Крус сыграла в фильме аргентинского дуэта режиссеров Мариано Кона и Гастона Дюпра. Ее Лолу Куэвас, модную режиссерку-концептуалистку, нанимает престарелый миллиардер, задумавший вписать свое имя в историю, спродюсировав киношедевр. Лола в свою очередь выбирает на две главные роли развязную звезду прайм-тайма и блокбастеров Феликса Риверо (Антонио Бандерас) и оппонирующего ему Ивана Торреса (Оскар Мартинес), актера-интеллектуала, относящегося к своей профессии с комичной серьезностью. Для успеха у фильма, кажется, есть все: положенная в основу сюжета пьеса, удостоенная Нобелевской премией, видные режиссер и актеры, но уже на репетициях становится понятно, что прежде чем приступить к съемкам Феликсу и Ивану нужно выяснить, кто из них исполняет главную роль.
Педро Альмодовар. «Боль и слава» (2019)
В последние годы Антонио Бандерас частенько появляется в проходных, как будто бы выбранных наугад жанровых фильмах. К счастью, иногда ему все же достаются роли другого плана — позволяющие максимально проявить свой большой талант. И фильм Педро Альмадовара «Боль и слава» — одна из таких лент. Пожалуй, Бандерас сыграл здесь одну из своих лучших ролей последних лет, а Альмадовар снял один из своих лучших фильмов — глубокий, философский, не совсем для себя типичный.
Как и в предыдущем фильме, в «Боли и славе» Бандерас играет артиста, но совсем другого темперамента. Его Сальвадор Майло, известный в прошлом испанский режиссер, переживает глубокий личностный и творческий кризис. После смерти матери четыре года назад он практически ничего не пишет и не снимает. Тело, отзываясь на внутреннюю боль, все больше отказывается и дальше служить его духу — у Сальвадора хронически болит спина и обнаруживается дисфагия — проблемы с глотанием пищи.
Из этого творческого застоя его выводит ретроспектива одного из его старых, классических фильмов. На ней Сальвадор встречает Альберто, исполнителя главной роли, с которым они поссорились много лет назад из-за пристрастия последнего к наркотикам. Теперь же, по иронии судьбы, они требуются самому Сальве, чтобы заглушить боль. С каждой новой дозой он все глубже погружается в воспоминания о своем детстве и матери. «Боль и слава» украшает фильмографию позднего Педро Альмодовара, классика европейского кино, а в Сальвадоре легко угадываются черты самого режиссера, что придает драме автобиографические черты.
Терри Гиллиам. «Человек, который убил Дон Кихота» (2018)
Фильм о, пожалуй, самом главном герое испанской литературы снял, как ни странно, англо-американец Терри Гиллиам — один из гимнастов юмора «Летающего цирка Монти Пайтона», превратившийся в одного из самобытнейших авторов арт-мейнстрима (см. его «Бразилию»). У Гиллиама дух Дона Кихота ожил в обычном сапожнике Хавьере, сыгравшего его за десять лет до начала событий в студенческом фильме режиссера Тоби Грисони (Адам Драйвер), который возвращается в Испанию уже в качестве успешного постановщика, чтобы снять рекламу с Рыцарем Печального Образа в главной роли.
Возвращение в места бесшабашной молодости заставляет Тоби, утратившего интерес к жизни и профессии, вспомнить о прошлом. Отправившись в Лос-Суэньос, он с удивлением обнаруживает, что Хавьер настолько вжился в роль, что до сих пор не расстается с доспехами и считает себя настоящим Дон Кихотом, а появившегося Тоби — своим верным слугой Санчо Пансой.
Гиллиам пытался снять фильм без малого двадцать лет — ему мешали то травмы актеров, то отсутствие финансирования, то судебные тяжбы. За это время исполнителями роли Дона Кихота объявлялись и Жан Рошфор, и Роберт Дюваль, и другие «пайтоны» — Джон Клиз и Майкл Пейлин, однако в итоге его сыграл замечательный Джонатан Прайс, снявшийся когда-то у Гиллиама в «Бразилии».
Хоакин Масон. «Битва шефов» (2022)
О другом выжившем из ума старике — по крайней мере по представлениям большинства — рассказывает фильм Хоакина Масона. Пропавший без вести Хуан Энчаусти, бывший когда-то прославленным баскским поваром, возвращается в родной Бильбао, где у него диагностируют синдром Корсакова, из-за которого он не помнит последних тридцати лет, считает себя молодым и полным сил мужчиной и совсем не узнает своих повзрослевших сыновей.
Один из них продолжил дело отца, которому сам же чуть не положил конец в детстве, когда ради шутки подбросил в блюда посетителей — в их числе был и сам король Испании — живых лягушек. После этого вечера опозоренный Хуан, обвиненный в покушении на его высочество, в порыве отчаяния бросился в море и «вынырнул» из него только теперь. По иронии судьбы, ресторан династии Энчаусти, которому грозит уже третья звезда Мишлен, вот-вот должен посетить король. В общем все смешалось в доме Энчаусти — амбиции, сожаления о прошлом, страхи о будущем и веселое настоящее!
Алехандро Гонсалес Иньярриту. «Бьютифул» (2010)
Сыгравший Хуана Энчаусти актер Карра Элехальде снимался и в драме оскароносного мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту, действие которой происходит в соседней с Басконией Каталонии.
Главный герой Уксбаль, проникновенно сыгранный Хавьером Бардемом (приз Каннского кинофестиваля), всеми силами пытается выжить в Барселоне, воспитывая в одиночку двух детей. Жизнь его тяжела и совсем не походит на досужие представления о беспечной жизни в солнечной Испании. Уксбаль зарабатывает, помогая нелегалам из Африки и Азии найти работу. Его жена Марамбра (Марисоль Альварес), страдающая алкоголизмом и биполярным расстройством, давно оставила семью и когда Усбаль узнает о смертельной болезни, то мысли его наполняются тревогами о будущем и воспоминаниями об отце, умершем совсем молодым.
Иньярриту мастерски соединяет в щемящий клубок страхов и надежд социальное и метафизическое, трагическое и драматическое, попутно рассказывая о другой Испании, в серости которой умудряется найти нечто красивое.
Фернандо Гонзалеc Молина. «Три метра над уровнем неба» (2010)
Этой фразой главный герой фильма Аче (Марио Кассас) — лихой байкер, скрывающий от всех свое ранимое сердце — признается в любви хрупкой, как мгновение, Баби (Мария Вальверде), с которой то сходится, несмотря на несходство характеров, то из-за него же с ней расходится. Получившийся в итоге классический для ромкомов любовный «тяни-толкай» стал культовым и породил продолжение с предлинным названием — «Три метра над уровнем неба. Я тебя хочу», вышедшем в 2012-м году. Оба фильма поставлены по мотивам романов итальянского писателя Федерико Моччиа.