«Память», режиссер Мишель Франко (2023)
Первая встреча Сильвии (Джессика Честейн) и Сола (Питер Сарсгаард) скорее напоминает сцену из триллера, чем начало романтической истории. Сильвию, сторонящуюся шумных компаний, мужчин и алкоголя, с зависимостью от которого она боролась многие годы, уговаривает прийти на встречу выпускников сестра Оливия. Здесь же оказывается и Сол — мужчина средних лет, который ведет себя весьма необычно. Сильвия спешно покидает вечеринку, а Сол, по непонятным для него самого причинам, следует за ней до самого дома и даже проводит ночь у ее дверей.
Впрочем, разгадка его поведения оказывается печально простой — Сол страдает от ранней формы деменции и, вероятно, нечто в Сильвии напоминает ему о прошлом, воспоминания о котором постепенно покидают его сознание. Сильвия, по странной иронии пытающаяся примириться с собственным травмирующими воспоминаниями, становится его сиделкой и удивительным образом находит в нем близкого человека.
Мишель Франко, режиссер поразивший европейские кинофестивали в начале своей карьеры бескомпромиссностью и свободой в выборе тем, в последних своих фильмах — «Закате» и «Памяти» — демонстрирует способность мягко рассказывать истории, лишенные прежнего социального заряда, и фокусирующиеся на тонкой психологической игре актеров. Честейн и Сарсгаард — один из самых гармоничных кинодуэтов этого года — сыграли в «Памяти» лучшие свои роли. За исполнение роли Сола Сарсгаард получил Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале.
«Присцилла: Элвис и я», режиссер София Коппола (2023)
София Коппола — мастер изящных и печальных постановок в меланхолических тонах — в начале года представила кинобиографию Присциллы Пресли, первой жены короля рок-н-ролла, снятой по мотивам ее же мемуаров. Повествование этого киноромана взросления прослеживает историю их весьма своеобразных отношений с момента знакомства в 1960-м году в Германии, где Элвис (Джейкоб Элорди) проходил военную службу, до 1973-го года когда Присцилла, уставшая от измен и пренебрежения, подала, наконец, на развод. Интересно, что Кэйли Спэни была награждена Кубком Вольпи за лучшую женскую роль на том же Венецианском кинофестивале, что и Питер Сарсгаард.
«Прошлые жизни», режиссер Селин Сон (2023)
Номинированная на «Оскар» и «Золотой глобус» вкрадчивая и отчасти автобиографическая драма Селин Сон рассказывает о платонической любви, оказавшейся сильнее времени и расстояния. На Ён (Грета Ли) и Хэ Сон (Тэо Ю) стали друг для друга первой, робкой, невысказанной любовью еще в 12 лет. Развитие их чувств прервал отъезд На, перебравшейся с семьей в Торонто. Спустя те же 12 лет На Ён, ставшая Норой Мун и живущая теперь в Нью-Йорке, случайно нашла в соцсети Хэ Сона, только вернувшегося из армии. Они возобновляют дружбу, с трудом прикрывающую нежные чувства, но и теперь делают выбор, который разлучает их. И, вот, спустя другие 12 лет, Хэ, наконец, решается приехать в Нью-Йорк к Норе и ее мужу Артуру (Джон Магаро).
«Маэстро», режиссер Брэдли Купер (2023)
Еще один фаворит на главные американские премии, написанный и поставленный Брэдли Купером, как и его дебютная драма «Звезда родилась», рассказывает о музыканте. На этот раз вполне реальном. Брак Леонарда Бернстайна (Брэдли Купер), всемирно известного дирижера, и актрисы Фелиции Монтеалегре со стороны мог казаться почти идеальным. У них было трое детей, а пока Бернстайн покорял главные концертные площадки мира, Фелиция с успехом играла роли на телевидении. В тени оставались похождения музыканта, его увлечения мужчинами, любовь к шумным компаниям и алкоголю, с которыми Монтеалегре годами приходилось мириться. Что же удерживало их вместе? Было ли это любовью, привязанностью, или, быть может, уступкой социальным условностям, а то и вовсе ненавистью? Этим вопросом задается Купер в «Маэстро», отвечая, на него, возможно, с поспешной очевидностью.
«Опавшие листья», режиссер Аки Каурисмяки (2023)
Элегическую историю любви рассказывает классик европейского кино финн Аки Каурисмяки, сочетающий в своих работах низовые, приземленные сюжеты с меланхолической, трансцендентальной приподнятостью тона повествования.
Очередная часть его «пролетарской трилогии» рисует картину безрадостного существования главных героев. Анса (Алма Пёюисти) трудится за минимальную плату в неразличимых между собой супермаркете и баре. В том же Хельсинки столь же одиноко и печально существует Холаппа (Юсси Ватанен), не задерживающийся подолгу ни на одной работе из-за тяги к спиртному. Два эти бесконечно тихих одиночества, существующих в заветренном, пронизанном холоде мире, встречаются сначала в караоке, а потом в кинотеатре, теряют друг друга, только чтобы найти и уже никогда не расстаться. За пронзительное человеколюбие его хмурой истории Каурисмяки был награжден Призом Жюри в Каннах.
«Красное небо», режиссер Кристиан Петцольд (2023)
Прошедший год порадовал и новым фильмом Кристиана Петцольда, одного из главных авторов Берлинской школы. «Красным небом» он продолжил «стихийную» серию, открытую «водной» «Ундиной». В новом фильме Петцольд попытался раскрыть дух огня, бродящий вокруг главных героев, поселившихся в лесном домике неподалеку от пляжа Балтийского моря.
Друзья Леон (Томас Шуберт) и Феликс (Лангстон Уйбель) прибывают сюда, чтобы поработать. Бледный, неловкий и раздражительный Леон намерен завершить свой роман под названием «Клубный сендвич», а раскрепощенный и открытый Феликс поработать над серией фотографий «о море» (самоирония Петцольда). К их удивлению, в домике они обнаруживают обаятельную продавщицу мороженого Надю (Паула Бэр) и ее парня Дэвида, спасателя на пляже. Все кроме все более мрачного Леона, подавляющего свои чувства, находят общий язык, а в лесах тем временем бушуют пожары, приближающиеся к героям. Ироничный и вместе с тем драматичный фильм Петцольда был награжден «Серебряным медведем» на Берлинском кинофестивале.
«Дюна: Часть вторая», режиссер Дени Вильнёв (2024)
Научно-фантастическую космооперу о далеких мирах, в которой великие дома империи ведут жестокие политические игры за обладание Арракисом — покрытой песком и залитой солнцем планетой, богатой крайне ценным веществом спайсом — сложно представить как любовную драму, но режиссер и соавтор сценария Дени Вильнев сделал в сиквеле «Дюны» именно это. Из всего клубка сюжетных линий оригинального романа Фрэнка Герберта в качестве главной Вильнев выбрал историю любви юного герцога Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе) и жительницы Арракиса фрименки Чани (Зендея). На протяжении всего фильма Пол, которого на Арракисе считают мессией, призванного освободить планету, мечется между своими чувствами к Чани и зовом судьбы, требующим отказаться от собственных желаний ради победы над родом Харконненами, убившими его отца, и императором Шаддамом IV (Кристофер Уокен), предавшим Атрейдесов.
«Предчувствие», режиссер Бертран Бонелло (2023)
Еще один авторский сай-фай на том же 80-м Венецианском кинофестивале представил французский режиссер Бертран Бонелло. В «Предчувствии» он рассказывает о попытках Габриэль (Леа Сейду) избавиться с помощью специальной машины от всяческих сантиментов и эмоций. Здесь самое время уточнить, что действие происходит в утопическом будущем. Впрочем, у машины забвения есть цена. Чтобы очистить ДНК от воспоминаний, нужно погрузиться в свои прошлые жизни (нечто подобное мы видели в «Вечном сиянии чистого разума» Мишеля Гондри), пережив их заново во всей их пестроте и силе. Габриэль, путешествуя по эпохам, раз за разом встречает одного и того же мужчину Луи (Джордж Маккей), неразрывная связь с которым делает забвение болезненно сложным.