Антон Коломеец, «СВЕТ» (2024)
Антон Коломеец уже в своем полнометражном дебюте «Ваш репетитор» доказал свою способность создавать в кадре настроение, точно передающее состояние героев, и в «Свете» продемонстрировал это умение еще раз. Как будто бы простую историю одного сожаления, растянувшегося на всю жизнь, он рассказал удивительно тонко и чувственно, украсив повествование визуальными рифмами и монтажными переходами.
Интроспективный по сути сюжет представляет собой блуждание по волнам памяти удивительно сердечной Татьяны Сергеевны (Елена Яковлева), много лет ухаживающей за пожилыми людьми на социальной службе. Накануне своего 60-летия она все чаще возвращается к воспоминаниям юности. Для нее молодой (Дарья Коныжева), еще неуверенной и неловко стоящей на пороге взросления, подруга Марина (Милана Владыкина) была целым миром. Они мечтали вместе состариться и дожить в дружбе и согласии до тех самых 60-ти лет, но три летних месяца в конце 1970-х годов изменили их жизнь навсегда.
Александр Велединский, «Географ глобус пропил» (2013)
В новейшей истории российской литературы не так много писателей, имена которых становятся известными широкому кругу читателей и при этом не вызывают на лицах критиков гримасу боли и презрения. Алексей Иванов являет собой одно из немногих исключений из этого если не правила, то тенденции. Снятый по одноименному роману фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» стал первым из многочисленных экранизацией его произведений (среди них «Тобол», «Сердце пармы», сериалы «Пищеблок», «Общага» и др.) и завоевал главный приз «Кинотавра».
Главный герой этой истории Виктор Сергеевич Служкин (Константин Хабенский) — бывший биолог, уволенный из научно-исследовательского института, из необходимости преподающий географию у старших классов в обычной пермской школе. Интеллигентно гнущегося во все стороны Служкина, будто перенесенного из советских фильмов эпохи застоя, одолевает апатия, ровное развитие которой прерывает встреча с Будкиным (Александр Робак) — старинным и куда более успешным другом. Его появление как будто пробуждает и жену Служкина Надю (Елена Лядова), уставшую от монотонной бедности. Впрочем, даже ее возможный уход к Будкину не заставляет Виктора Сергеевича выбраться из пены дней.
Андрей Звягинцев, «Елена» (2011)
Третий фильм Андрея Звягинцева в свое время удивил переходом с иносказательного, метафорического языка обобщений на диалект конкретного времени со всей его социальностью и полнокровностью легко узнаваемых, житейских образов. Герои «Елены» в отличие от своих предшественников из «Возвращения» и «Изгнания», существовавших в безвременье в домах без адреса, обитают в многоквартирных, не прибранных спальных районах Москвы и в болезненно холодных интерьерах «золотой мили» столицы.
Отношения Елены (Надежда Маркина) и Владимира (Андрей Смирнов) весьма своебразны. Их союз — классический мезальянс. Елена приходится Владимиру скорее экономкой и сиделкой, следящей за его здоровьем и поддерживающей комфорт, чем женой. Брак они заключили недавно, в пору поздней зрелости, познакомившись в больнице, где Владимир лечился, а Елена работала медсестрой. У каждого есть взрослые дети от первого брака. Владимир — в прошлом успешный бизнесмен, живущий в роскошной квартире в центре Москвы, Елена переехала к нему из Бирюлево, где до сих пор обитает ее взрослый, неработающий сын (Алексей Розин) с большой семьей.
Почти одновременно происходят два события. Елена просит у мужа денег на образование для внука и получает отказ. В то же время у Владимира случается сердечный приступ и он решает оставить наследство единственной дочери Кате (Елена Лядова), с которой редко общается, и сообщает об этом жене, что подталкивает ее к страшному решению.
Ноа Баумбак, «История о супружестве» (2019)
Режиссер и сценарист Ноа Баумбак (Noah Baumbach) до того, как прославиться в роли со-сценариста «Барби» и мужа поставившей его Греты Гервиг, на протяжении полутора десятилетий был одним из главных лиц американского арт-мейнстрима. Начиная с дебютного «Кальмара и кита» с еще юным Джесси Айзенбергом, переплавлял в камерные драмы собственные переживания. Топливом для «Кальмара и кита» стал развод родителей, а для «Истории о супружестве» уже собственный развод Баумбаха с актрисой Дженнифер Джейсон Ли, оформленный в 2010-м году.
Чарли Барбер (Адам Драйвер) — талантливый театральный режиссер, чей брак с актрисой Николь (Скарлетт Йоханссон) медленно разваливается. Она решается на переезд в родной Лос-Анджелес, где ей предложили роль, и начинает тяжбу за опеку над их общим сыном Генри. Чарли разрывается между любовью к сыну, обиды на Николь и карьерой, удерживающей его в Нью-Йорке.
Борис Хлебников, «Аритмия» (2017)
О кризисе в отношениях рассказывает и фильм Бориса Хлебникова, написавшего сценарий в соавторстве с давним творческим партнером Натальей Мещаниновой. Олег (Александр Яценко) и Катя (Ирина Горбачева) несчастливо женаты в той же степени, что и Чарли и Николь. Оба чрезвычайно устали. Он от психологически и физически выматывающей работы на скорой помощи и споров с новым начальником (Максим Лагашкин), для которого нормативы важнее человеческой жизни. Она от его безразличия к ней и любви к выпивке.
Хлебников, вышедший из «новой тихой волны» кино нулевых, в «Аритмии» рассказал «une histoire simple» Олега и Кати — любящих друг друга, но слишком уставших от жизни — необычайно энергично, что позволило этой напряженной психологической драме стать событием не только фестивальным, но и кассовым. Случай для российского авторского кино не рядовой.
Флориан Зеллер, «Отец» (2020)
Дебютная лента французского писателя и драматурга Флориана Зеллера, поставленный им по собственной пьесе, является самой что ни на есть глубокой и драматичной психологической драмой (а подчас даже триллером). Фильм рассказывает — максимально реалистично — историю медленного угасания разума и наступления деменции.
Престарелый ворчун Энтони (Энтони Хопкинс) страдает от докучливых забот дочери Энн (Оливия Колман), поселившейся в его роскошной лондонской квартире с жестокосердным мужем Полом (Руфус Сьюэлл). Она не только препоручает его заботам сиделки (Имоджен Путс), но и, по его подозрениям, задумала упрятать его в дом престарелых изавладеть квартирой. Энтони готов бороться, но воспоминания и реальность все сильнее и сильнее путаются в его сознании. Он не узнает Энн (Оливия Уильямс) и Пола (Марк Гэтисс), предстающих совершенно другими людьми. Что это — безумие или часть коварного плана дочери? Эту нехитрую дилемму Зеллер неожиданно талантливо для дебютанта поддерживает визуально, выжимая из сюжета и игры актеров все самое лучшее.
Мишель Франко, «Память» (2023)
Еще одна психологическая драма, российская премьера которой состоится уже совсем скоро — 18 апреля (к слову, героиня этого фильма, как и героиня «Света», работает в социальной службе). Написал и поставил «Память» мексиканский режиссер Мишель Франко, давний любимец Каннского и Венецианского кинофестивалей, который, если судить по двум его последним работам («Закату» и «Памяти») отошел от прежних социальных и моральных провокаций («Даниэль и Анна», «После Люсии», «Новый порядок»), сосредотачиваясь на интимных, личностных драмах («Закат», «Хроник»).
Впрочем, характерный для сюжетов его фильмов элемент сексуализированного насилия присутствует и в новой работе. Главная героиня Сильвия (Джессика Честейн) стала его жертвой еще в школе. С тех пор прошло много лет, теперь у нее самой есть взрослая дочь Анна (Брук Тимбер), но смутные воспоминания о случившемся не покидают ее. На вечере встреч выпускников она знакомится с Солом (Питер Сарсгаард), страдающим ранней деменцией и, в отличие от нее, начисто лишенного способности помнить. Сильвия берется ухаживать за ним и странным образом обнаруживает между ними удивительно крепкую связь. За свою роль Питер Сарсгаард был награжден кубком Вольпи Венецианского кинофестиваля.