Гостиная, она же столовая. Обстановка в комнате точно такая же, как при жизни балерины. На стене — портрет хозяйки, художник Георгий Верейский. | Источник: Дмитрий Журавлев
Квартира балерины Галины Улановой. Гостиная, она же столовая. На стене — портрет хозяйки дома, художник Георгий Верейский.
Фото
Дмитрий Журавлев

ДЕФИЦИТНЫЕ ТОВАРЫ И ПРОДУКТЫ

Главным показателем успеха в СССР был не столько размер зарплаты, сколько возможность достать так называемый «дефицит». Зарабатывать вы могли достаточно, но вот купить на свои сбережения что-то было уже сложнее: полки магазинов были пустыми, а если что-то и выбрасывалось в продажу, то это сметали с прилавков в считанные минуты. Чтобы достать такую роскошь, как шубу, фарфоровый сервиз, цветной телевизор, ковер или даже просто красную икру к новогоднему столу, советские домохозяйки шли на многие жертвы и хитрости.

Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Режиссер Геральд Бежанов, 1985 г. Эпизод у фарцовщика.
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Режиссер Геральд Бежанов, 1985 г. Эпизод у фарцовщика.

А вот номенклатура имела к этим благам более свободный доступ. Это и продуктовые заказы, которые получали через ведомственные организации, и спецраспределители, куда обычным смертным было не попасть и где партийные работники и важные чины могли купить буквально все — от икры и красной рыбы до дорогого коньяка, шоколада и дефицитного сервелата.

«Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам — членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, — известным всей Москве билетом», — писал Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»,

Кадр из фильма «Служебный роман». Режиссер Эльдар Рязанов, 1977 г.
Кадр из фильма «Служебный роман». Режиссер Эльдар Рязанов, 1977 г.

ВЕДОМСТВЕННЫЕ КВАРТИРЫ И ДАЧИ

Еще один пример привелигированного положения в эпоху СССР — квартира и дача. Во времена жилого кризиса, когда большая часть страны утилась в коммуналках, свое собственное жилье было настоящей роскошью. В СССР частной собственности не было, поэтому купить квартиру было нельзя. Государство давало их бесплатно, но либо приходилось годами стоять в длинной очереди, либо вступать в жилищный кооператив и пытаться получить кооперативное жилье. У советской же элиты были отдельные квартиры в сталинских домах и даже ведомственные дачи, где можно было жить круглый год.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит». Ражиссер Владимир Меньшов, 1979 г.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит». Ражиссер Владимир Меньшов, 1979 г.

О том, как и кому выдавались вожделенные ведомственные квартиры и дачи, читаем там же в «Мастере и Маргарите» на примере сотрудников МАССОЛИТа:

– А сейчас хорошо на Клязьме, — подзудила присутствующих Штурман Жорж, зная, что дачный литераторский поселок Перелыгино на Клязьме — общее больное место. — Теперь уж соловьи, наверно, поют. Мне всегда как-то лучше работается за городом, в особенности весной.

– Третий год вношу денежки, чтобы больную базедовой болезнью жену отправить в этот рай, да что-то ничего в волнах не видно, — ядовито и горько сказал новеллист Иероним Поприхин.

– Не надо, товарищи, завидовать. Дач всего двадцать две, и строится еще только семь, а нас в МАССОЛИТе три тысячи.

– Три тысячи сто одиннадцать человек, — вставил кто-то из угла.

– Ну вот видите, — проговорила Штурман, — что же делать? Естественно, что дачи получили наиболее талантливые из нас…

– Генералы! — напрямик врезался в склоку Глухарев-сценарист.

Бескудников, искусственно зевнув, вышел из комнаты.

– Одни в пяти комнатах в Перелыгине, — вслед ему сказал Глухарев.

– Лаврович один в шести, — вскричал Денискин, — и столовая дубом обшита!

Квартира генерала Михаила Малинина в знаменитом «Доме со львами» на Патриарших, подаренная ему Сталиным.
Квартира генерала Михаила Малинина в знаменитом «Доме со львами» на Патриарших, подаренная ему Сталиным.
Квартира Ю.В. Андропова на Кутузовском проспекте.
Квартира Ю.В. Андропова на Кутузовском проспекте.

ПУТЕВКИ ЗА ГРАНИЦУ И В САНАТОРИИ

Отпуск в престижном ведомственном санатории с процедурами и трехразовым бесплатным питанием также был для многих недостижимой мечтой. Путевки распределялись через профком, до многих простых граждан они просто не доходили. А уж съездить за границу для советского человека было и вовсе чем-то нереальным, если ты, конечно, не дипломат, не жена дипломата и не высокий чин.

Если же обычный гражданин хотел посетить западную страну по приглашению, ему требовалось принести в ОВИР разрешение от начальника и характеристику с работы и подробное письменное объяснение, зачем и почему ему требуется выехать из СССР. Разумеется, все бумаги сразу передавались в КГБ, которое и выносило свой вердикт.

Кадр из фильма «Отпуск за свой счет». Режиссер Виктор Титов, 1981 г.
Кадр из фильма «Отпуск за свой счет». Режиссер Виктор Титов, 1981 г.

Многие граждане были а-приори «невыездными» в силу специфики своей работы, национальности или неблагонадежности, их не пускали за рубеж даже по работе и на лечение. Здесь можно вспомнить Венечку Ерофеева, которому главный хирург-онколог Сорбонны обещал восстановить голос после операции, но власти не выпустили писателя из страны. Причина для отказа на сегодняшний взгляд смехотворна: четырехмесячный перерыв в работе в 1963 году.

В туристических поездках к группе прилагался гид, в обязанности которого входило следить за туристами и доносить обо всех нарушениях «наверх». Их селили только в определенные гостиницы, а гулять по городу можно было только по согласованному маршруту в сопровождении все того же гида (который обычно был сотрудником КГБ). Общаться с иностранцами также было строго запрещено.

Кадр из фильма «Отпуск за свой счет». Режиссер Виктор Титов, 1981 г.
Кадр из фильма «Отпуск за свой счет». Режиссер Виктор Титов, 1981 г.

БЫТ И ПРИСЛУГА

Разница между элитой общества и обычными советскими гражданами еще больше ощущалась в быту. Чешские стулья, финские гарнитуры, вожделенный ковер на стене, хрустальный сервиз — все это доставалось «по блату» и хранилось в доме на самом видном месте, как предмет особой гордости. Еще одним показателем достатка и статуса было наличие в доме прислуги, или, как ее называли в советское время, домработницы.

Кадр из фильма «Собачье сердце». Режиссер Владимир Бортко, 1988 г.
Кадр из фильма «Собачье сердце». Режиссер Владимир Бортко, 1988 г.

СОБСТВЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Автомобиль не роскошь, а средство передвижения? Иронию Ильфа и Петрова можно понять: в советское время собственное авто (а иногда и с персональным водителем) было доступно лишь избранным. Высшие слои общества обычно ездили на служебных лимузинах «ЗиЛ», чинам пониже полагались «Волги» со спецномерами. А обычный советские граждане годами стояли в очередях, чтобы приобрести «Жигули»-копейку, «Москвич» или «Запорожец».