«Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина
Один из самых громких случаев вандализма произошел зимой 1913 года. Тогда посетители Третьяковской галереи услышали громкий крик «Довольно крови! Долой кровь!», который издал старообрядец Абрам Балашов. Произнеся свои сакральные слова, он набросился на картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» с ножом и исполосовал лица царя и его сына. Нападение на картину оказалось настолько яростным и сильным, что лезвие застряло в перекладине подрамника. Все не на шутку перепугались: после этого инцидента попечитель музея Илья Остроухов подал в отставку, а хранитель Егор Хруслов бросился под поезд.
Воскрешать ее пришлось трем профессионалам: реставратор Дмитрий Богословский восстанавливал целостность холста, Илья Репин, незамедлительно прибывший в Москву, «переписывал» лицо, а художник и реставратор Игорь Грабарь корректировал за автором цвета, стараясь воссоздать изначальные оттенки произведения. В это время вандал Абрам Балашов находился в психиатрической клинике, а в газетах то и дело выдвигали разные версии произошедшего. Одни поговаривали, что мужчина сделал это для того, чтобы прославиться, а вторые склонялись к неожиданному буйству, которое раз от раза у больного сменялось апатией.
История с покушением на картину повторилась вновь спустя более ста лет. В 2018 году 37-летний житель Воронежа Игорь Подпорин ударил полотно металлической стойкой ограждения и повредил произведение искусства в трех местах. Восстановление оценивалось в 20 млн рублей и заняло четыре года. Мужчина заявил, что «картина неправильная — Иван Грозный не убивал своего сына, поэтому ее нужно было порвать». За свое мнение и преступление воронежец отправился в тюрьму на 2,5 года.
«Даная» Рембрандта
В 1985 году 48-летний турист из Литвы Бронюс Майгис покусился на знаменитый шедевр коллекции Эрмитажа «Данаю» Рембрандта. Он заранее выведал у смотрителей, какая картина в музее считается самой ценной и, узнав однозначный ответ, отправился со своими злыми помыслами к полотну. Он несколько раз ударил изображение ножом, а затем облил его серной кислотой. На глазах посетителей «Даная» начала пузыриться. Как окажется позднее, 30% красочного слоя было уничтожено. Работники сразу сняли картину со стены и начали оказывать ей «первую помощь». Активно поливая ее водой, они спасли полотно от более страшных последствий. Реставрация картины заняла двенадцать лет, хотя некоторые фрагменты так и не удалось восстановить. В 1997 году «Даная» вернулась в музей, а Бронюс Майгис, который был немедленно задержан после преступления, провел шесть лет в психиатрической лечебнице с диагнозом «вялотекущая шизофрения».
«Бюст Петронии Прима», жены императора Вителлия
5 сентября 2022 года сотрудники Русского музея заметили, что у скульптуры «Бюст Петронии Примы» появились глаза, которые, как выяснится позднее, нарисовали неизвестные вандалы с помощью черного маркера. Подобные «доработки» не считаются редкостью и довольно часто происходят во всем мире. Стоимость восстановления фигуры оценивалась в 16 500 рублей. Цена работ довольно скромная, а все потому, что бюст жены императора Вителлия, к счастью, оказался копией творения Антонио Коррадини из искусственного мрамора. Оригинал хранится в Михайловском замке Русского музея, но его мраморная копия тоже имеет художественную ценность. Несмотря на то, что маркер ушел глубоко в поры, сотрудникам музея удалось его вывести с помощью компрессов, вымоченных в специальном составе.
«Три фигуры» Анны Лепорской
В декабре 2021 гола охранник «Ельцин Центра» в Екатеринбурге Александр Васильев решил разбавить свои скучные будни и почувствовать себя полноценным творцом. Вооружившись шариковой ручкой он отправился к полотну авангардистки Анны Лепорской «Три фигуры» из собрания Третьяковской галереи. С помощью чернил мужчина нарисовал глаза двум беспредметным фигурам. По словам самого Александра, он сделал это от скуки, а вот работники «Ельцин Центра» сообщили, что вандал страдал ментальными расстройствами, которые, вероятнее всего, как раз-таки и спровоцировали этот «творческий порыв». За порчу картины мужчине назначали 180 часов исправительных работ, а «Три фигуры» полностью восстановили в 2022 году.
Линогравюры Вадима Сидура
Нередко за нападениями стоят не только общие взгляды на мир, но и религиозные, чья сила нисколько не меньше, а может даже и больше. Так, в 2015 году произошел один из самых громких актов вандализма: вечером православные активисты из объединения «Божья воля» напали на выставку «Скульптуры, которых мы не видим», проходившей в московском Манеже. Поначалу группа просто неадекватно себя вела: ходила по залам и выкрикивала грубые комментарии. По словам очевидцев, после того, как некоторые посетители сделали активистам замечания, те набросились крушить работы скульптора Вадима Сидура.
В ходе нападения пострадали три хрупкие линогравюры, посвященные распятию Христа, а скульптура Иоанна Крестителя из папье-маше вовсе разбилась вдребезги. По мнению вандалов, им не понравилось в каком «непотребном» виде художник изобразил Бога. Тогда представитель музея Вадима Сидура Ярослав Алешин заявил, что никаких оправданий для этого инциденты речь идти не может: «Интенции художника предельно далеки от того, чтобы оскорбить чувства верующих. Скорее наоборот, это попытка осмыслить мистические ценности, которые содержаться в христианской традиции и чрезвычайно важны для художников».