По сценарию здесь расположен научный центр, куда главные герои Вера и Никита (Оксана Акиньшина и Владимир Зеленский) приходят, чтобы навсегда стереть друг друга из памяти. Не будем раскрывать сюжет, наша цель - рассказ об интерьерах этого необычного модернистского дома.
«Этот жилой особняк в подмосковном Позднякове — не просто очередной проект, а настоящий манифест модернистской архитектуры, — заявляет его автор Рафаэль Шафир. - Я делал дом не красивым, а умным. Если не ошибаюсь, именно это качество женщины ценят в мужчинах».
Родившийся в Литве и получивший образование на Западе, Рафаэль Шафир то и дело вставляет в речь английские слова. Та же смесь двух культур читается и в его постройке, которая запросто могла бы стоять не в Подмосковье, а на просторах американских прерий.
На уровне второго этажа по этой невидимой границе проходит мост, который соединяет между собой половину родителей, состоящую из двух спален и библиотеки-кабинета, и детскую половину со спальнями и игровой комнатой. В обстановке смело сочетаются модульная мебель, выполненная по проектам архитектора, и знаковые предметы современного и классического дизайна. Особое внимание в отделке интерьера уделено текстилю. По словам Рафаэля, ткань он использовал так же, как любой другой материал, будь то дерево, пластик или металл.
При участии компании Arte Domo были созданы оригинальные тематические шторы, объемные стеновые панели пэчворк, уникальные светильники и перегородки, которые придали монохромным интерьерам большую выразительность и мягкость. «Успех этого проекта во многом заслуга моей заказчицы, — в заключение говорит Шафир. — Я очень признателен ей за смелость и готовность к экспериментам. Ведь ни для кого не секрет, что само понятие «роскошный дом» в России до сих пор ассоциируется с дворцами образца XVIII–XIX веков.
Вместе со всем цивилизованным миром мы простились с кафтанами, пересели из карет в автомобили, прежними остались только наши представления о жилище. Чтобы как-то исправить эту ситуацию, я постарался создать не просто дом, а манифест. С его помощью я хотел доказать, что модернистская архитектура может выглядеть роскошно и статусно, а ее интерьер вовсе не холодный или однообразный.
В работе я следовал законам логики и рационализма, а не определениям «красиво — не красиво». Но согласитесь, что в случае с архитектурой, как и с мужчинами, «ум» и «красота» часто означают одно и то же». Автор проекта — архитектор Рафаэль Шафир (BArch, AA Dipl) совместно с архитектором Мариной Сергеевой; текстильное оформление — компания Arte Domo, www.artedomo.ru. В проекте участвовали компании: «Карт Бланш», «Интар» «Федоров дизайн кожа», «Лаунж».
«Будучи архитектором-модернистом корбюзианского толка, я не придумывал форму здания, а модулировал ее исходя из функции, — комментирует архитектор. — И вот что вышло». А вышло довольно необычно. Начнем с того, что у этого дома, как у мифического Януса, два лица. Вернее, два фасада. Тот, что ориентирован на главную улицу, Шафир называет Urban («городской»).
Он состоит из строгих прямоугольных объемов из стекла и бетона. Задний фасад именуется Country («сельский»). Внешне он представляет собой сложносочиненную композицию разных форм и объемов, преимущественно из дерева. «Согласитесь, неожиданно! — говорит архитектор. — Люди заходят за угол и удивляются: перед ними возникает совершенно иная картина. Причем меняется не только архитектура, но и ландшафт.
Регулярный парк, разбитый перед «городским» фасадом, сменяется пейзажным. По этому принципу, кстати, спланированы все известные городские усадьбы». Интерьер, по замыслу автора, является естественным продолжением экстерьера. Комнаты с панорамными окнами плавно переходят в просторные террасы, с любой точки открывается вид на сад и лес.
Первый этаж этого особняка площадью 1500 кв. метров занимают две гостиные, одна из которых называется «летней» — стеклянная стена отделает ее от сада, а пол выложен мрамором. Рядом с ней — кинозал. Граница между кухней, столовой и второй гостиной условно обозначена лишь стыком черного гранита и дерева на полу. Она делит дом на две части — официальную, где расположен главный вход через двери «городского» фасада, и частную — с террасами и гостиными.