Что означает этот праздник?
14 октября русская православная Церковь отмечает великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В его основе лежит предание о явлении Божьей Матери Андрею Юродивому и его ученику блаженному Епифанию во Влахернском храме в Константинополе. События происходили во время вражеского нашествия на город, и народ собрался в храме на всенощную, чтобы молиться о спасении и защите.
Как рассказывается в Житии Андрея Юродивого из Великих Четьих Минеях, во время службы Богородица в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, окруженная сонмом ангелов и святых, появилась в храме. Она остановилась перед алтарем, сняла с себя «омофор» (головной убор) и распростерла его над молящимися. При этом покрывало сияло, как «илектор» (др.-реч. светило, солнце). Когда видение исчезло, в храме осталась благодать. Войска противника вскоре отступили, и жители города были спасены.
Когда происходили события?
Точной информации о том, когда происходили описанные в предании события, нет. В Житии нет ни дня недели, ни числа, говорится лишь, что видение случилось во время всенощного бдения в четвертом часу ночи. Известно, что чудо произошло в конце жизни святого, но точных дат его жизни нет.
Одни историки считают, что речь идет о событиях 910 года (или 902 года), случившихся при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя воевала с сарацинами. Другие, что речь идет о войне с языческими племенами русов в 860 году или болгарами в 926 году.
Покров — это русский или византийский праздник?
Версии о том, где впервые стали отмечать этот праздник, тоже разнятся. Афонский монах Пахомий Логофет, ариограф XV века, в своем «Похвальном слове на Покров» (помещено в Великих Четьих Минеях) пишет, что праздник Покрова появился в Константинополе и уже оттуда пришел на Русь. По другой версии, Покров — исконно русский церковный праздник, известный по месяцесловам и не входивший в греческие богослужебные уставы. На Руси он вошел в устав еще в XII веке, сказание и текст службы на Покров известны по спискам XIII–XIV веков.
Почитание Покрова на Руси связано с Владимиро-Суздальским княжеством и именем князя Андрея Боголюбского. Богородица считалась покровительницей Владимирских земель, в честь ее заступничества за княжеское войско в войне против волжских булгар были учреждены два праздника: Покрова Пресвятой Богородицы (отмечался 1 октября по старому стилю) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа), вошедшие в литургию Русской Церкви. В 1158–1165 гг. по инициативе князя была построена также Церковь Покрова на Нерли — выдающийся памятник русского зодчества XII века.
По менее распространенной версии, праздник пришел во Владимир из Киево-Печерского и соседнего Влахернского монастырей, а его учредителем был не Андрей Боголюбский, а его дед, Владимир Мономах. Так или иначе, Покров Пресвятой Богородицы почитался и почитается как символ особого покровительства Божьей Матери земле Русской.
Когда отмечают Покров?
В русской православной традиции Покров празднуется 14 октября по новому стилю. Но так происходит не везде. В греческой православной Церкви, например, Покров отмечают дважды — 1 и 28 октября (за исключением тех ответвлений, которые продолжают использовать в богослужении старый стиль, например Иерусалимской православной церкви и Афона). Второй праздник Покрова Богородицы был учрежден 21 октября 1952 года, служба написана в XX веке иноком Герасимом и имеет два канона Покрову.
Само праздничное богослужение у русских и греков тоже отличается. Служба на церковнославянском языке имеет один канон, написанный преподобным Саввою. В греческой службе 1 октября читают два канона: первый не подписан, второй составлен иноком Иаковом Святогорцем в середине XIX века.
Самые древние изображения
Самое древнее изображение Покрова Пресвятой Богородицы находится в Суздале на Западных вратах Богородице-Рождественского собора ви датируется 1227–1238 гг. Оно выполнено в технике золотой наводки по меди — довольно трудоемкий (и опасный для жизни мастеров) процесс. На процарапанный в медных листах рисунок наносили специальную амальгаму: ртуть испарялась, а золото заполняло трафарет и получались яркие, сверкающие, как солнце, изображения.
Второе по древности изображение — в Пскове, в росписях собора Снетогорского монастыря (1313).
К XIV веку относятся также иконы Покровского монастыря в Суздале (хранятся в Государственной Третьяковской галерее), Зверина монастыря в Новгороде и икона из Восточной Галиции (хранятся в Национальном Художественном музее Украины).
Праздничный стол на Покров
Осень — богатая пора, только заканчивался сбор урожая, поэтому столы обычно ломились от яств. Традиционным блюдом считался гусь, фаршированный яблоками — символ достатка и благополучия, курник или рыбник, а также другая выпечка всех видом и мастей: расстегаи, кулебяки, калачи, пирожки. Готовили много, чтобы угощения хватило не только на всех домочадцев, слуг, сватов и кумовьев, но и для бедных.
К праздничному столу варили щи, уху, борщ с грибами, загодя готовили колбасы, холодцы, варили мед, брагу, а в сам праздник пекли блицы (тонкие блины) — «запекали углы», чтобы тепло из дома не выдувало.
Вот так выглядело меню праздничного покровского стола в XVII веке, которое мы подглядели в музее Суздальского кремля (старая орфография сохранена).
Роспись яствам в столы на праздник Покрова. XVII в
«Икра, вязига, щуки паровые, стерлядь, лещь паровой облый, язь паровой, лещь паровой, оладьи, уха щучья, пирог разсольный, уха плотичья, пирог-звезды со стерлядиною, уха стерляжья, пирог селедка, уха окуневая, пирог-звезды с щучиною, уха язевая, пироги долгие, карасцы, стерлядь под взваром, щука под разсолом, лещь под разсолом, щука-колодка, окунь разсольный, белужина».
Народные традиции и обряды на Покров
На Руси Покров считался праздником начала зимы и наступления близких холодов, поэтому многие народные поговорки и обряды связаны со сменой сезонов: «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». К Покрову заканчивались все полевые работы и крестьяне начинали конопатить избы и полным ходом готовиться к зиме. Считалось, если на Покров будет полная осенняя грязь, зима встанет через четыре седьмины. Тогда же начиналась пора свадеб, поэтому много народных примет связано с замужеством.
На Покров незамужние девушки вставали спозаранку и скорее бежали в церковь: считалось, которая первой свечу поставит, та и замуж первой выйдет. В этот день они молились Богородице о скорейшем замужестве: «Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком!»; «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком! Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». Или: «Ты, Покров-Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей — идти на чужую сторону!». Иногда обращались не только к Божьей Матери, а еще и к Параскеве Пятнице: «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее»; «Матушка Параскева Пятница, покрой меня (или: пошли женишка) поскорея!».
Накануне Покрова «молодухи» сжигали в овине свои старые соломенные постели, чтобы избежать дурного глаза, а старухи — стоптанные за лето лапти, чтобы «прибавить себе ходу на зиму». Детей обливали водой на пороге хаты, чтобы зимой они не болели.