Пересматривать советские фильмы можно вечно! А не возникало ли у вас когда-нибудь ощущение дежа-вю, когда в кадре появлялась какая-то слишком знакомая кофточка или статуэтка? Ведь во времена тотального дефицита кинореквизит часто кочевал из одной картины в другую. Рассказываем подробнее.
Статуя «Персей и Пегас»
Крылатый конь пользовался популярностью у декораторов Мосфильма. Копия композиции французского скульптора Эмиля-Луи Пико не раз мелькала в советских фильмах на фоне, а иногда и в руках героев. Многие, скорее всего, вспомнят статую по сцене из «Служебного романа». «Это не лошадь, это мамонт какой-то…», — жалуется Новосельцев, таща ее по поручению настойчивой Шурочки. Парящий конь, оказывается, побывал еще и на съемках многих других кинолент: среди них «Секретная миссия», «Пакет», «Бриллиантовая рука», «Семнадцать мгновений весны», «Мой ласковый и нежный зверь» и «Ширли-мырли».
Статуя «Суламитида»
Вы могли видеть копию скульптуры Паскуале Романелли в том же «Служебном романе» возле рабочего места Бубликова. Статуя Прасковьи Тулуповой (так в народе называют мраморную актрису) снималась в десятках советских фильмов. В их числе «Бег», «Вечерний лабиринт», «Старый Новый год», «Васса», «Формула любви» и «Казус Импровизус». Сейчас творение ученика Лоренцо Бартолини можно увидеть в Москве на улице Воронцово Поле, дом 3 — напротив усадьбы Вандышниковой-Банза.
Бирюзовый светильник
Возможно, вы помните типичный советский светильник с сине-зеленым пластмассовым абажуром, на фоне которой танцевали Олег Басилашвили и Светлана Немоляева в «Служебном романе». Позднее лампа удачно вписалась в интерьер квартиры Катерины Тихомировой из оскароносного фильма «Москва слезам не верит» и кабинет одного из начальников в драме «Ночь над Чили», в который приводили главного героя.
Зеленая ваза
А теперь остановимся на культовом фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В первой части героиня Веры Алентовой устраивает в квартире на Кудринской площади званый ужин: обратите внимание на вазы с позолоченными ручками, красующиеся на буфете. Это не единственная экранная «роль» этих вещиц: их можно увидеть в фильмах «За витриной универмага», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!» и «Последняя жертва».
Красно-белая блузка
Кочевали из фильма в фильм не только предметы интерьера, но и предметы гардероба, преимущественно женского. Один из наиболее ярких и запоминающихся примеров — красно-белая трикотажная блузка главной героини фильма Василия Пичула «Маленькая Вера», которая стала настоящей визитной карточкой этой ленты. В ней героиня Натальи Негоды появлялась во многих сценах и даже позировала для зарубежных постеров. Но кофточка участвовала в съемках советских кинолент и до этого: например, в мелодраме «Салон красоты» и детективе «Конец операции „Резидент“».
Бархатное платье
Завершаем подборку историей одного платья, «снявшегося» в фильмах «Собака на сене» и «Благочестивая Марта». В этих картинах Маргарита Терехова и Екатерина Райкина предстают перед зрителями в одном и том же черном, расшитом жемчугом бархатном платье с отделкой из кружева. Во втором случае, правда, наряд несколько видоизменили: украсили его пышным воротником и узорчатым передником. Кстати, на этом история платья не закончилась. Спустя семь лет после выхода «Благочестивой Марты» оно появляется на одной из героинь мюзикла «Остров погибших кораблей».