5 советских монументов, которые стоит увидеть своими глазами | mydecor.ru

«Родина-мать зовет!» (Волгоград)

Авторы: Е. В. Вучетич, Н. В. Никитин

Один из самых знаменитых советских монументов является частью памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который начали возводить в Сталинграде (нынешний Волгоград) в 1959 г. на Мамаевом кургане — в месте ожесточенных боев, происходивших в 1942–1943 гг. Среди других важных исторических объектов ансамбля — площадь Стоявших насмерть, площадь Скорби, зал Воинской славы, Вечный огонь и другие.

Е. Вучетич, Н. Никитин. Монумент «Родина-мать зовет!», 1967. Волгоград. | Источник: Арсений Котов / АСТ

Е. Вучетич, Н. Никитин. Монумент «Родина-мать зовет!», 1967. Волгоград.

Фото

Арсений Котов / АСТ

Монумент «Родина-мать зовет!» был открыт 15 октября 1967 г. и стал центром волгоградского мемориального комплекса. Многометровая фигура женщины с мечом в поднятой руке, представляющая собой аллегорический образ Родины, в течение более чем двух десятилетий с момента постройки считалась самой высокой статуей в мире.

Образ Родины-матери, волевой, готовой к трудным испытаниям, укоренился в годы Великой Отечественной войны: в тяжелое время как никогда была необходима помощь «свыше», а потому — в отсутствие религии в стране — этот образ стал поддержкой и опорой для миллионов наших соотечественников.

Существует и множество других монументальных воплощений образа Родины-матери: например, памятники, установленные в столицах бывших союзных республик: в Ереване («Мать-Армения»), Тбилиси («Мать-Грузия»), Минске, Ташкенте, Риге. Одни «матери» изображены молодыми, другие — пожилыми; одни — воинственными, другие — мягкими и нежными. Объединяет их одно: безграничная любовь к своим сыновьям и дочерям, способная дать им силы на великие свершения.

Монумент «Стоять насмерть». | Источник: Арсений Котов / АСТ

Монумент «Стоять насмерть».

Фото

Арсений Котов / АСТ


Монумент героическим защитникам Ленинграда (Санкт-Петербург) 

Авторы: М. Аникушин, В. Каменский, С. Сперанский

Этот бронзовый монумент в честь героических защитников Ленинграда был построен в 1975 г. Идея его возведения появилась еще в годы Великой Отечественной войны. Однако приступить к его созданию получилось только через 30 лет после полного снятия блокады города.

М. Аникушин, В. Каменский, С. Сперанский. Памятник героическим защитникам Ленинграда, 1975. Санкт-Петербург. | Источник: Арсений Котов / АСТ

М. Аникушин, В. Каменский, С. Сперанский. Памятник героическим защитникам Ленинграда, 1975. Санкт-Петербург.

Фото

Арсений Котов / АСТ

Монумент расположен на южном въезде в Санкт-Петербург, вблизи Пулковских высот и аэропорта. Лицевая сторона мемориала, обращенная к въезжающим в Санкт-Петербург, называется «Площадь Победителей». На высоких гранитных пилонах размещены 26 бронзовых скульптур, изображающих защитников города. Они направлены к Пулковским высотам — бывшей линии фронта.

Источник: Арсений Котов / АСТ
Фото

Арсений Котов / АСТ

Через три года после открытия монумента, 23 февраля 1978 г., был также открыт подземный мемориальный зал с документально-художественной экспозицией, посвященной блокаде Ленинграда и обороне города.

Источник: Арсений Котов / АСТ
Фото

Арсений Котов / АСТ


Ржевский мемориал Советскому Солдату (Ржев) 

Авторы: А. Коробцов, К. Фомин

Спустя десятилетия после Великой Отечественной войны продолжают возводиться новые памятники, увековечивающие ее события. Так, масштабным проектом последних лет стал Ржевский мемориал Советскому Солдату, установленный на месте одной из самых кровопролитных битв войны: в ходе боев с 8 января 1942 г. по 31 марта 1943 г. здесь погибло около миллиона советских солдат, сотни тысяч получили ранения. Долгие годы масштабы Ржевской битвы замалчивались, и лишь после распада СССР были опубликованы данные о погибших. В народной памяти сражение осталось одним из самых страшных, а выражение «погнали подо Ржев» до сих пор живет в близлежащих деревнях.

Мемориал представляет собой 25-метровую бронзовую статую советского солдата, установленную на 10-метровом искусственном холме. Плащ-палатка за его спиной превращается в стаю из 35 журавлей, создавая эффект парения в воздухе. Вдохновением для образа стали стихотворения «Журавли» Расула Гамзатова и «Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского, строки из которого выгравированы у подножия памятника.

Перед холмом расположена аллея, стены которой облицованы гранитом и металлическими панелями с именами более 17 тысяч погибших и их портретами.

А. Коробцов, К. Фомин. Ржевский мемориал Советскому Солдату, 2018. Ржев. | Источник: Арсений Котов / АСТ

А. Коробцов, К. Фомин. Ржевский мемориал Советскому Солдату, 2018. Ржев.

Фото

Арсений Котов / АСТ


«Покорителям космоса» (Москва) 

Авторы: А. Колчин, М. Барщ, А. Файдыш

Грандиозный монумент, посвященный выдающимся достижениям советского народа в освоении космоса, установлен в Москве — рядом с главным входом на ВДНХ. Выполнен он из титана — «металла будущего» — и гранита — символа вечности. Его силуэт, устремленный в небо наклонный обелиск, давно стал узнаваемым для жителей и гостей столицы.

На бронзовых рельефах и гранитном стилобате можно прочитать слова из сообщений ТАСС: «В результате большой напряженной работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 года в СССР произведен успешный запуск первого спутника».

С другой стороны монумента высечено: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник „Восток“ с человеком на борту».

А. Колчин, М. Барщ, А. Файдыш. Монумент «Покорителям космоса», 1964. Москва, ВДНХ. | Источник: Арсений Котов / АСТ

А. Колчин, М. Барщ, А. Файдыш. Монумент «Покорителям космоса», 1964. Москва, ВДНХ.

Фото

Арсений Котов / АСТ


Монумент «Покорителям целины» (Кустанай) 

Авторы: М. Смирнов, А. Семенов, А. Тимошечкин

После войны Сталин инциировал план повышения урожайности зерновых, но после его смерти и развенчания культа личности Хрущев свернул этот проект, заменив его другим — по освоению целинных земель. В 1954 г. было принято постановление о расширении посевных площадей, после чего тысячи молодых людей отправились осваивать степи Казахстана, Южного Урала и Западной Сибири.

Идея увековечить труд первоцелинников существовала давно. В 1973 г. был объявлен всесоюзный конкурс — на лучший проект будущего монумента. Победителями стали скульптор М. Смирнов и архитекторы А. Семенов и А. Тимошечкин.

Элементы памятника создавались в разных городах: глиняные модели делали в Москве, рельеф пашни — в Минске, бронзовые фигуры сеятелей отливали в Ленинграде, несущую конструкцию разрабатывали в Алма-Ате, а монтаж вели специалисты из Москвы, Кустаная и Рудного. В 1984 г. монумент открыли на Комсомольской площади Кустаная.

М. Смирнов, А. Семенов, А. Тимошечкин. Монумент «Покорителям целины», 1984. Кустанай. | Источник: Арсений Котов / АСТ

М. Смирнов, А. Семенов, А. Тимошечкин. Монумент «Покорителям целины», 1984. Кустанай.

Фото

Арсений Котов / АСТ


В книге собраны фотографии советских памятников и монументов, которые автор снимал в течение десяти лет поездок по бывшим союзным республикам.

Арсений Котов. «Советские монументы»
Реклама. ООО "Яндекс"