В 1921 году в России началась настоящая инфраструктурная революция — электрификация страны. Электрическая энергия, стремительно проникая в дома и бараки, стала ключевым образом эпохи. Рассказать, как электричество вдохновило художников, скульпторов, режиссеров, архитекторов и поэтов на поиски нового искусства и новых выразительных средств решили в Музее Москвы на масштабной выставке «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО».
План ГОЭЛРО
Провести электрификацию всей страны задумали еще до революции, но Первая мировая война внесла коррективы в планы инженеров. Вернуться к масштабной задумке по преобразованию страны удалось в 1920-ые годы. Во многом превратить план в реальность помогла личная включенность в проект Владимира Ленина, который заслуженно стал символом электрификации. Именно он поручил опытному энергетику Глебу Кржижановскому составить план, который они вместе представили на VIII съезде Советов в Большом театре в 1920 году. Для демонстрации плана Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) была изготовлена огромная карта с лампочками на местах запланированных станций, которые загорались по указке вождя. В тот день все электричество в Кремле отключили, чтобы на презентацию хватило мощности. Ход истории окончательно изменился через год, когда IX Всероссийский съезд Советов утвердил план ГОЭЛРО.
Новые электростанции
Утвержденный план электрификации сотни тысяч рабочих тут же начинают воплощать в жизнь. Электростанции, введенные в эксплуатацию в первые годы реализации проекта окрестили первенцами ГОЭЛРО — это Волховская ГЭС, Шатурская ГРЭС, Каширская ГРЭС и Днепрогэс. По задумке электрификаторов, новые станции должны были появляться в тех местах, где для них уже имелось топливо — это помогало сократить финансовые затраты на строительство. Так еще в 1914 году энергетик Роберт Классон выбрал место для электростанции на шатурских болотах, которые были богаты залежами торфа. Над проектом главного корпуса Шатурской ГРЭС работали главный инженер Герман Красин и архитекторы Валентин Дубовской и Андрей Буров. Здание, близкое принципам конструктивизма, открылось 6 декабря 1925 года. На выставке можно увидеть фотографии с открытия этого важного инфраструктурного объекта, а также архитектурные чертежи и графику.
Электрозавод
В 1928 году в Москве открывается «Электрозавод». Производственные линии, взятые за основу, были куплены у германского концерна АEG. Здесь выпускали трансформаторы, магнето и лампы с вольфрамовой нитью. Оборудование с завода использовалось для запуска важных советских предприятий, а также для строительства линий электропередачи и метрополитена. На заводе трудились 23 тысячи человек, к которым в 1930 году в качестве электросварщика присоединился уже известный тогда поэт-конструктивист Илья Сельвинский. Через год он выпустил «Электрозаводскую газету»: по структуре она напоминала обычный номер заводской газеты, но вот содержание было необычным. Все — от передовиц до шахматных партий, фельетонов и объявлений — было написано Сельвинским в стихах.
Электрические города
Под напором электрификации городской пейзаж изменился стремительно. Электрические столбы и линии проводов стали привычными элементами в изображениях городов. Помимо них появляется и электрический транспорт: трамваи, троллейбусы и метрополитен. Все это меняло восприятие городов и несомненно привлекало художников. Также стала еще более распространена вечерняя иллюминация, особенно эффектная во время праздников. Проектированием световых инсталляций и мобильных установок занимались многие художники и архитекторы эпохи авангарда по всему СССР. Одним из них был ленинградский художник-новатор Григорий Гидони. В музее можно увидеть макет его светопамятника к десятилетию Октябрьской революции. Центр мобильной установки — гигантский глобус из матового стекла — должен был стать огромным светооркестром. Проект так и не был реализован, а сам Гидони был репрессирован.
Терменвокс
Терменвокс, изобретенный в 1919 году Львом Терменом, до сих пор остается единственным в мире бесконтактным музыкальным инструментом. Французский композитор и один из пионеров электронной музыки Жан-Мишель Жарр назвал терменвокс «страдивари в мире электронных инструментов». Механизм его действия сам Термен описывал так: «исполнение на этом новом музыкальном электроинструменте производилось не механическим способом, как на обычных инструментах, а посредством свободного движения рук и пальцев на расстоянии от инструмента, посредством воздействия на его электрическое поле».
Первая презентация его возможностей широкой публике состоялась в октябре 1921 года на VIII Всероссийском электротехническом съезде, на котором обсуждался план ГОЭЛРО. В 1922 году с терменвоксом и его создателем познакомился Владимир Ленин. После выступления Термен даже устроил небольшой мастер-класс для вождя, во время которого, управляя руками Ленина, исполнил романс «Жаворонок» Михаила Глинки. Ильича изобретение впечатлило — по его распоряжению Термен отправился в концертный тур по Советскому Союз для пропаганды электрификации.