«Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы (2024)
Главный герой нового фильма Фрэнсиса Форда Копполы — архитектор Цезарь Катилина, которого играет Адам Драйвер. Действие происходит в Америке, в далеком будущем — архитектор стремится перестроить Нью-Рим после стихийного бедствия. Идеалист Катилина хотел, чтобы преображенный город, который он отстроит из фантастического материала мегалон, стал новой мировой столицей. Но ему в этом мешает мэр Франклин Цицерон, противостоящий изменениям. Сценарий этого фильма Коппола написал еще в 1980-е, идея пришла ему сразу после фильма «Апокалипсис сегодня». Отношение к фильму довольно спорное — кто-то говорит, что это новый шедевр режиссера, а кто-то глубоко разочарован.
«Бруталист» Брэйди Корбета (2024)
А вот новый фильм Брэйди Корбета, не успев выйти в мировой прокат, уже признается критиками новым шедевром режиссера. Главную роль играет Эдриан Броуди (говорят, это его лучшая роль со времен «Пианиста»), его герой — Ласло Тот, венгерский архитектор еврейского происхождения, переживший Холокост. После окончания Второй мировой войны он эмигрирует в США, где получает заказ на переделку библиотеки от сына миллионера Харрисона ван Бюрена. Тот, узнав об этом, был недоволен, и отнесся к архитектору раздраженно — но, узнав о его таланте и репутации, предложил ему масштабный проект. Это фильм о творчестве, эмиграции и последствиях войны.
«Живот архитектора» Питера Гринуэя (1987)
Американского архитектора Сторли Крэклайта приглашают в Рим для организации выставки, посвященной забытому французскому архитектору XVIII века Этьену-Луи Булле. В Рим Крэклайт приезжает со своей беременной женой. Архитектор начинает сверять свою жизнь с биографией Булле, в которой не так много достоверного — он впадает в странное состояние, и начинает подозревать в измене жену. На фоне этого у него обостряются боли в животе, и он понемногу начинает сходить с ума.
«Источник» Кинга Видора (1949)
Архитектор Говард Рорк — амбициозный архитектор, стремящийся разрушить традиционные представления об архитектуре. Его проекты критикуют и не принимают, и он решает сделать из своей карьеры борьбу за право на творчество. В фильме отражена борьба индивидуального и коллективного. Основой фильма послужил одноименный роман Айн Рэнд, она же написала для него сценарий.