10 больших романов, которые помогут ненадолго забыть обо всем
Фото
Getty Images

Донна Тартт. Тайная история

Это первый и не менее популярный роман писательницы, получившей Пулитцеровскую премию за книгу «Щегол». Его история разворачивается в американском колледже, где шестеро друзей под руководством эксцентричного профессора погружается в изучение древнегреческого языка и культуры. Однако вскоре, оторванные от реальной жизни в университетской атмосфере свободы, они сами начинают ощущать себя выше принятых законов, правил и норм, а увлечение Античностью приводит к убийству.

«В двадцать лет мне казалось, что я бессмертен».

Вариация на тему «Преступления и наказания» не становится менее интересной от того, что финал романа предопределен в начале, но позволяет проследить истоки трагедии в ретроспективном рассказе, который вызывает ностальгию по студенческому прошлому, свободе и несбывшимся надеждам.


Орхан Памук. Имя мне — красный

Этот роман Орхана Памука — ода древнему искусству книжной миниатюры и Стамбулу, который удивительно красив всегда, и особенно — когда идет снег. Это и исторический детектив, где художник ищет убийцу и способ воссоединиться с возлюбленной, и хрупкое, похожее на искусное плетение, повествование, где слова и предложение нанизываются друг на друга в такт звучанию турецкого языка.

«Цвет — это прикосновение к глазу, музыка глухих, слово, звучащее в темноте».

В канву сюжета, где повествование ведется из уст самых разных героев, в числе которых помимо художников и их наставника — убийца, смерть, собака, торговка тканями, шайтан и красный, удивительным образом оказываются вплетены легенды и сказания Древнего Востока. Возможно он, красный, который, повинуясь движению кисти художника, украсил страницы книг, и есть единственный положительный персонаж во всей истории.


Иэн Макьюэн. Амстердам

Самое ужасное — потерять себя на закате жизни из-за старости или болезни, решают два друга-англичанина, редактор известной газеты и популярный композитор. Чтобы этого избежать, один просит другого помочь ему в осуществлении эвтаназии, если тот поймет, что он больше не способен отвечать за себя, и наоборот. Каждый из них уверен в заслуженности своего успеха, гениальности и моральном превосходстве, однако жизненные ситуации проявляют неприглядную сторону их поступков и убеждений.


Энн Пэтчетт. Голландский дом

Роман-открытие прошлого года, в центре которого находится вынесенный в название особняк на востоке Пенсильвании. Он, как и положено, населен призраками, но не в буквальном смысле — это призраки разрушенных судеб, разбитых сердец, драмы прошлого, о которой нельзя забыть. Семейный эпос разворачивается на фоне событий XX века, а главные герои, брат и сестра, всю жизни должны оборачиваться на воспоминания, определившие их судьбу, и пытаться в настоящем справиться с тем, что осталось далеко позади.


Джон Фаулз. Волхв

Самый загадочный роман Фаулза и еще одно погружение в Античность, на этот раз в Греции, где все — не то, чем кажется. На загадочном острове «волхв» ставит психологические опыты над людьми, которые оказываются там. Книга-загадка, игра, детектив, где вопросов все равно остается больше, чем ответов, а читатель, которому кажется, что он наконец-то во всем разобрался, вновь оказывается в плену — у создателя мистерии на острове или самого автора.

«Обман заключается в нашей уверенности, что мы завершаем некий ряд, выполняем некую миссию. Что все кончится хорошо, ибо нами движет верховный промысел. А не действительность. Нет никакого промысла. Все сущее случайно. И никто не спасет нас, кроме нас самих».


Диана Сеттерфилд. Пока течет река

Классический английский роман, второй для Дианы Сеттерфилд, творчество которой часто сравнивают с Шарлоттой или Эмили Бронте. Появление в небольшом трактире незнакомца с кажется мертвой, но после оживающей девочкой на руках в трактире «Лебедь» заставляет героев вспомнить об историях из прошлого и пережить их заново, а возможно поможет найти ответы на загадки, у которых, казалось, нет ключа. Притча, драма, мистическая повесть и детектив смешиваются в едином потоке, похожем на реку, на берегах которой берет начало сюжет.


Антония Байетт. Обладать

В романе, за который Антония Байетт получила Букеровскую премию, поражает больше всего проработка деталей: писательница продумала не только сам сюжет, но и сочинила письма, поэтические отрывки, биографии и научные работы, посвященные творчеству несуществующих поэтов, о которых в нем идет речь. Книга дает очень полное представление о буднях ученого-филолога, свою жизнь отчасти подменяющего жизнью того, о ком пишет свою диссертацию, но очень увлеченного и искреннего. Желание узнать, что случилось с великим поэтом и таинственной женщиной из его писем, начинает менять и его судьбу, а ответы на многие вопросы оказываются скрыты на последних пятидесяти страницах, ради которых стоит дать шанс запутанному повествованию.

«Мною владело знакомое — мне по крайней мере знакомое — чувство, будто мой путь, узкий, устланный сквозными тенями, расстилается равновидно и впереди и позади; будто я — это и я вчерашний и я завтрашний, всё вместе, в одном лице, — и я проезжал этот путь с полным своим безразличием, ибо всё едино, к цели я еду, или от цели, или не еду вовсе».


Сюзанна Кларк. Джонатан Стрендж и мистер Норрелл

Джентльмен Джонатан Стрендж, не найдя по душе иного занятия, решает возродить магию в Англии, которая необъяснимым образом исчезла. Понемногу осваивая азы, он знакомится с практикующим волшебником, своим будущим наставником — и противником, мистером Норреллом. Действие происходит в XIX века на фоне наполеоновских войн — остановить французского императора удается только при помощи магии, и это всего одна множества сюжетных линий.


Элизабет Гаскелл. Север и Юг

Джон Торнтон, фабрикант с промышленного севера, где идет борьба за достойные условия труда, и южанка Маргарет Хейл, блестяще образованная дочь скромного священника из обедневшего, но прежде влиятельного семейства, встречаются, чтобы составить самое неприятное мнение друг о друге. Социальное положение, воспитание и взгляды выстраивают стену между ними, но сама жизнь рушит ее и заставляет их переосмыслить то первое впечатление, готовя череду испытаний, которые неизбежны на сломе эпохи.


Элена Ферранте. Моя гениальная подруга

Первый роман из «Неаполитанского квартета» рассказывает о зарождении дружбы Лилы и Лену, которая не оставит их всю жизнь. Действие книги происходит в бедном неаполитанском квартале в пятидесятые годы XX века, и социальные проблемы времени часто определяют решения героинь. Их ждут успех и разочарования, испытания, соперничество и постоянное возвращение друг к другу, почти болезненная созависимость. Их судьбы сложатся по-разному, но они продолжать жить всегда с оглядкой друг на друга, в этой параллели выстраивая свое будущее.

«Взрослые живут сегодня в ожидании завтра и оставляя позади вчера, позавчера, максимум прошлую неделю — на большее их не хватает. А вот дети не знают, что такое «вчера», «позавчера» или " завтра», — для них существует только «здесь и сейчас»: вот улица, вот дверь, вот лестница, это мама, это папа, это день, это ночь».