Этот дом не стремится никого поразить. Никаких башенок, портиков, фронтончиков, острокрылых крыш, кованых безумств, ставших непременным атрибутом нашей российской жизни. Честная серая коробка, облицованная спокойным камнем, честная белая начинка, раскрытая в сторону береговой линии. Оно и понятно. Строили здание знаменитые Савайя и Морони, работы которых обычно прямиком попадают в Музей Виктории и Альберта, строили в соавторстве с хозяином резиденции Умаром Джабраиловым. Что же касается интерьера и, главное, его наполнения произведениями искусства, то тут руку на пульсе держал итальянский абстракционист Альдо Рота (Aldo Rota). Хотя он скромничает и всячески умаляет свое участие в проекте, но тем интереснее было его расспросить и посмотреть на ситуацию глазами человека из мира искусства. Причем искусства западного.
ELLE DECORATION: Почему здесь все такое белое? Полторы тысячи метров сплошной белизны — это не слишком?
АЛЬДО РОТА: Думаю, белизна выражает идею пустоты, переходящей в живую природу. Здесь же удивительное место! Вода, трава, животные. Никогда и не скажешь, что ты в Москве. Отсюда до центра минут 20 на машине. Так вот, эта идея естественного перехода жилого пространства в природную среду очень современна. Ну а в этом доме, если вы заметили, все завязано на современности.
«Здесь царят чистота и пустота, ведь на самом деле для жизни много и не нужно»
ELLE DECORATION: Что было первично в этом проекте — дом или коллекция?
АЛЬДО РОТА: Дом. Хотя Умар прирожденный коллекционер, у него отменный глаз, глаз знатока, отточенный и натренированный. В его запасниках огромное количество картин. Но в том, что касалось этого дома, он не отталкивался от коллекции. Он отбирал вещи скрупулезно, с большим вниманием. У него действительно вкус продвинутого ценителя, способного заглянуть будущее. Мне не доводилось встречать в Москве людей с таким вкусом. При этом Умар любит послушать и чужое мнение.
ELLE DECORATION: Нет ли риска, что дом превратится в музей или галерею?
АЛЬДО РОТА: Нет, это жилое пространство, хотя и очень современное. Здесь много личных штрихов, например фотография дочери Умара. Только у человека с узким кругозором могут возникнуть ассоциации с музеем. Где-нибудь в Швейцарии или Америке такой вопрос даже не встал бы. Это как с абстрактным искусством — люди спрашивают: что это значит? А ничего это не значит, кроме того что вам нужно включить мозги и запустить воображение. Этот дом никогда не превратится в галерею еще и потому, что галерея подразумевает накопление экспонатов. Здесь же мы стремились, напротив, ограничить число вещей. Я говорил Умару: «Давай сделаем дом, где вещей будет немного, но они будут очень красивыми. Когда ты от них устанешь, просто отвезешь на склад и поменяешь на другие».
«Я говорил Умару: «Давай сделаем дом, где вещей будет мало, но они будут очень красивыми. Когда ты от них устанешь, просто отвезешь на склад и поменяешь на другие»
ELLE DECORATION: В таком пространстве так и тянет поставить какую-нибудь крупную форму. Скульптуру, например.
АЛЬДО РОТА: Я не терплю скульптуру в закрытом помещении — только под открытым небом. Умар с этим солидарен. Так что нет, мы отказались от крупных форм. Здесь царит ощущение пустоты и чистоты, ощущение, что для жизни много не нужно. Дом не должен превратиться в коллекцию пылесборников, хлама, который нужно бесконечно чистить и обметать.
«В России многое делается напоказ. В Италии же даже очень богатые люди стараются жить скромно»
ELLE DECORATION: Дом — 1500 метров, гостиная — 210 метров. По-вашему, чем больше места, тем лучше?
АЛЬДО РОТА: Это, наверное, снобизм, но в клетушке я бы застрелился. Мне нужен простор, и в этом мы с Умаром опять же полностью совпадаем. Некогда буржуа покупали большие дома, чтобы наполнять их вещами, мы же не стремимся убить пространство, заставив его чем-то, мы хотим сохранить его.
ELLE DECORATION: Русские и итальянцы по-разному смотрят на свои дома?
АЛЬДО РОТА: Абсолютно по-разному. В России многое делается напоказ. В Италии даже очень богатые люди стараются жить скромно, не выпячивая своих денег.
ELLE DECORATION: Как бы вы описали этот дом одним словом?
АЛЬДО РОТА: Волшебный. Невозможно поверить, что ты находишься в Москве.
ELLE DECORATION: Нужно ли здесь еще что-то доделать, изменить?
АЛЬДО РОТА: Нет, такой необходимости нет, но, если она возникнет, нужно просто построить новый дом.