
«Где твои семнадцать лет?
На Большом Каретном.
А где твои семнадцать бед?
На Большом Каретном.
А где твой чёрный пистолет?
На Большом Каретном.
А где тебя сегодня нет?
На Большом Каретном.
Помнишь ли, товарищ, этот дом?
Нет, не забываешь ты о нем.
Я скажу, что тот полжизни потерял,
Кто в Большом Каретном не бывал!»
Эти строки Владимира Высоцкого когда-то распевала вся Москва. Они были написаны в 1962 году и посвящены конкертному району и атмосфере старой Москвы, с которым он связан.
Большой Каретный переулок, 15, квартира 4 — по этому адресу поэт жил с 1949 по 1955 год. В этом старом доме 1900 года постройки у его мачехи здесь была комната в коммуналке, где они посетились после возвращения из Германии. Здесь Володя пошел в пятый класс, а через несколько лет впервые увлекся театральным искусством и стал посещать драмкружок в Доме учителя по соседству. В десятом классе Высоцкий переехал жить к матери, но старый дом на Большом Каретном запомнил на всю жизнь.
И вернулся в этим места уже в 1960-е: в этом же самом доме он прожил полтора года в квартире №11 у своего друга Левона Кочаряна, которому и посвящена знаменитая песня. Как рассказывал сам Высоцкий о тех временах, именно тогда он начал писать свои песни и исполнять для своих близких друзей. У Кочаряна и его жены Инны всегда было людно, собиралась хорошая компания, здесь часто бывали Шукшин, Тарковский и многие другие «шестидесятники». Кто-то читал стихи, кто-то пел. «Я думаю, мои песни стали известны именно потому, что у них такой вот дружеский настрой, желание что-то рассказать, вот так, друзьям», — говорил поэт.
И сегодня дом сохранился практически в первозданном виде. Те же деревянные двери, высокие потолки, толстые кирпичные стены. В доме 13 квартир, 24 жильца. Квартиру Кочаряна на четвертом этаже, в которой поэт жил в 1960-е годы, год назад назад выкупил уральский миллионер и создатель Екатеринбургского музея В. Высоцкого Андрей Гавриловский. Он сделал там современный ремонт,
Сразу можно сказать, что от старой обстановки осталось лишь несколько винтажных предметов мебели и кое-какой декор вроде старых чемоданов или телефона. Все остальное — качественный современный «новодел» без каких-либо отсылок к советской эпохе в стилистике интерьера. Оно и не удивительно, для квартиры под сдачу midcentury modern с ностальгией по советским коммуналкам далеко не самый лучший выбор.
Впрочем, кое-что из наследия бывших времен здесь все же присутствует: мы обнаружили в новом интерьере отраставрированный «многоуважаемый шкаф», который обрел новую жизнь в одной из спале, сервант в гостиной, книжный шкаф со стеклянными дверцами и пианино.
Кстати, о книжном шкафе. На сайте квартиры про него есть забавная история. В былые времена он стоял у самого выхода из гостиной и гости, особенно вечером в полутьме и часто в подпитии, постоянно путали дверь со стеклянными дверцами и пытались войти и выйти в него. Особенно от этого страдало самое крайнее стекло. Его неоднократно разбивали, а однажды даже пришлось реставрировать и саму раму. В новом интерьере шкаф-старичок нашел новое место в одной из гостевых спален, в небольшой нише, где его уж точно никто не заденет.
Сохранилось здесь и старое пианино семейства Кочерянов, которое привели в порядок. Оно немного расстроено (как поясняют, хозяева — в память о былых временах, а еще о любимой семиструнке Высоцкого, которая тоже немного не строила). На самом деле, скорее всего пианино уже отслужило свой срок и просто не может держать строй. Впрочем, вряд ли вы будете на нем музицировать и петь хором «На Большом Каретном» под его аккомпанент — хозяева просят соблюдать тишину и не устраивать громкие вечеринки после 21:00.
Планировку квартиры тоже изменили и сделали более современной. Теперь в квартире площадью 75 кв. метров две изолированных спальни и большая объединенная зона кухни-столовой-гостиной, в которой получилось целых три окна. Кстати, об окнах: респект хозяевам и дизайнерам, работавшим над этим проектом, которые не стали заменять деревянные окна на современные пластиковые стеклопакеты и предпочли отреставрировать их. Полы, правда, сохранить не удалось (судя по фотографиям до ремонта, они были в плачевном состоянии), но выбранный качественный деревянный паркет — также хорошее решение.
Интерьеры оформлены в типичном для квартир под сдачу нейтральном современном стиле. Спокойная серо-бежевая гамма, отсутствие броских акцентов — здесь все, как в дорогой гостинице, в описании которой непременно присутствует фраза «домашняя атмосфера».
К истории этого места остылают, помимо винтажной мебели, фотографии поэта и надпись на стене коридора с цитатой из его песни. Разумеется, про Большой каретный.