Сегодня исполняется 77 лет знаменитому модельеру и дизайнеру Кензо Такада. Он уже почти полвека живет и работает в Париже. И чувствует себя здесь как дома. В смысле — как в родной Японии.
Кензо Такада всегда шел своим путем. В 19 лет он наперекор родителям поступил в знаменитую токийскую школу модельеров Bunkafukuso Gakuin. Кензо совершенно не смущало, что на его курсе учатся одни девчонки, вечно хихикающие над будущим «портняжкой». Время расставило все по своим местам. Уже через два года бывшие насмешницы одаривали Кензо уважительными поклонами, поздравляя с победой на престижном конкурсе Soen.
В 1965 году он переехал во Францию, а в 1970 году стал первым японцем в Париже, выпускающим одежду (а с 1988 года и парфюм) под собственным именем. В 1993 году Дом Kenzo стал частью группы компаний LVMH, объединяющей такие брэнды, как Dior, Louis Vuitton, Christian Lacroix, CОline, Givenchy. В 1999 году Такада снова свернул с проторенной дорожки — отошел от дел и отправился в трехлетнее путешествие по миру. После паузы дизайнер вернулся в новом амплуа. Основал собственную марку GOKAN КOBO (в переводе с японского «Мастерская пяти чувств»), где выпускает мебель и аксессуары для дома.
«Телу нужно пространство. В физическом и в духовном смысле». Это высказывание Кензо относится и к его моделям одежды, и к его дому
О том, что дело происходит во Франции, забываешь, едва переступив порог дома Кензо Такады, расположенного в парижском районе Бастилия. За массивными дверями здания XIX века кроется безмятежный японский дворик: сад камней, чайный домик, пруд с золотыми карпами... И столь же безмятежный интерьер в японском духе: раздвижные перегородки из рисовой бумаги, низкие столики, приглушенный рассеянный свет... Переступив порог, надо сразу же снять обувь. Этой восточной традиции безоговорочно следуют «западные» гости знаменитого модельера (в доме Кензо регулярно собирается весь парижский бомонд).
«Самый европейский из всех японских дизайнеров» — так обозреватели моды называют Кензо Такаду — генетически не приемлет тесную обтягивающую одежду. «В таких вещах японцы задыхаются», — говорит он. Когда-то Такада одним из первых ввел моду на платья-свитера, широкие брюки до колен, огромные береты и, конечно же, рукава-кимоно. «Телу нужно пространство. В физическом и в духовном смысле», — так модельер комментировал свои коллекции одежды. Это высказывание смело можно отнести и к его дому — «физического и духовного» пространства в нем хоть отбавляй.
В конце 1980-х годов Кензо купил заброшенную мебельную фабрику неподалеку от площади Бастилии и превратил ее в островок безмятежности, гармонии и покоя. Расположенный уступами на трех уровнях, этот комплекс с тремя внутренними садиками занимает около тысячи квадратных метров. Здесь даже есть вывезенный из Японии чайный павильон, нависший над прудом, где водятся карпы.
Как истинный японец, Кензо не мыслит себя вне природы. Наверное, поэтому одежду и парфюм, выпускаемые под его именем, неизменно украшают цветочные мотивы (даже флаконы духов Kenzo выполнены в форме изящного стебля). Природа — полноправная хозяйка и в его доме, чья архитектура неразрывно связана с садом, созданным в лучших традициях Страны восходящего солнца. А они таковы. 1) Настоящий японский сад предназначен не для прогулок, а для пассивного созерцания природы с определенной точки. У Кензо такие точки есть не только на участке, но и практически в каждой комнате. «Для меня природа за окном — главный источник вдохновения, — говорит хозяин. — Сидя за столом в кабинете, плавая в бассейне или нежась в джакузи, приятно наблюдать за танцующими на ветру стеблями бамбука и... придумывать образы новых коллекций».
2) В настоящем японском саду нет ярких растений, его цвета — зеленый, серый и коричневый. У Кензо эта гамма преобладает не только в пейзаже за окном, но и в отделке интерьера. Единственным помещением, выкрашенным в сочные, обжигающие цвета, стала ванная комната. Ее красные стены контрастируют с подиумом, в котором «утопает» черное джакузи, больше похожее на чашу для ритуальных омовений. Атмосферу таинственности нагнетает мерцающая в огне свечей черная рыбина на подоконнике (она символизирует Рыб, астрологический знак Кензо). К символам, к слову сказать, Кензо относится серьезно. Дом наполнен арт-объектами из его личной коллекции: японские церемониальные занавесы с изображением все тех же рыб, загадочные африканские статуи и сотни слонов — из дерева, бронзы, фарфора. Любимое кресло хозяина (в форме слона) стоит рядом с окном в гостиной. Слоны вытканы на ковре, лежащем на полу, их силуэты читаются и на многочисленных старинных гравюрах.
Вы спросите, при чем здесь Япония? Совершенно ни при чем. Слонов Кензо почитает своим талисманом, приносящим удачу. Зато Япония имеет непосредственное отношение к другим многочисленным обитателям этого дома — Буддам. В одном только саду их семь (все изготовлены из хрусталя компанией Baccarat по дизайну Кензо). С ними покой хозяина дома — под надежной защитой.
Как истинный японец, Кензо не мыслит себя вне природы. «Вид за окном — главное украшение интерьера и источник вдохновения», — говорит он
В свои 68 лет Такада полон сил и энергии. Он является безграничным властителем маленькой Японии в центре Парижа, живет по своим законам и поклоняется божествам, изваянным по его дизайну. Это ли не сила высокого искусства?