Получить прописку по этому адресу в советские времена было все равно что стать лауреатом Госпремии. По слухам, списки жильцов составлял и редактировал лично Берия. Квартиры распределялись между «своими»: военными чинами и артистической элитой. В списке избранных неожиданно для себя оказалась и Уланова — в то время прима Мариинского театра.
«В Москву меня перевезли разве что не насильно, — вспоминала балерина в одном из интервью. — Сама в столицу я бы никогда не поехала. Я родилась и выросла в Ленинграде. Но это было чуть ли не решение ЦК КПСС, и возражения не принимались».
Уланову перевели в Большой театр. Ей дали трехкомнатную квартиру на девятом этаже высотки, в которой она прожила больше тридцати лет. В середине восьмидесятых балерина переехала — правда, недалеко, в 26-этажный центральный корпус того же здания.
По гардеробу Улановой можно изучать историю моды 1950–90-х годов
Новая квартира была попросторнее — 140 кв. метров. Понадобилось место для еще одного жильца — Татьяны Агафоновой, подруги и личного секретаря Улановой, которая также помогала балерине вести домашнее хозяйство. Старожилы до сих пор вспоминают, что часто видели Уланову, выгуливающую во дворе своего пуделя Bolshoi или спускающуюся по парадной лестнице своей характерной «балетной» походкой к персональному авто c личным шофером — в общественном транспорте прима никогда не ездила, опасаясь повредить ноги. Вспоминают, как после смерти балерины вокруг ее квартиры разразился скандал. Наследников у Улановой не было, но желающих занять жилплощадь нашлось немало. По настоянию властей в 2004 году здесь открылся музей.
Интерьеры были полностью восстановлены, архивы приведены в порядок. Главное, что удалось сохранить уникальную атмосферу дома великой балерины. Из окон открывается почти не изменившийся вид на Москву. Кажется, что сейчас появится и сама хозяйка. Эту квартиру язык не поворачивается назвать мемориальной: сапожки торопливо сброшены в прихожей, а перчатки оставлены на столике. Виниловые обои с легким перламутровым блеском — хит советского времени — украшают стены спальни и гостиной. В остальном комнаты оформлены предельно просто. На окнах — занавески в пол со знакомым рисунком в полоску и цветочек.
«Сама в столицу я бы никогда не поехала. Я родилась и выросла в Ленинграде»
Всю мебель Галина Сергеевна перевезла из ленинградской квартиры родителей, ничего нового не покупала. Лампы под шелковыми абажурами, хрусталь и статуэтки в буфете — все предметы стоят на своих привычных местах, там, куда их когда-то поставила хозяйка. Вдоль всего коридора оборудованы встроенные дубовые шкафы, в которых хранятся бессчетные туалеты примы. По нарядам Улановой можно изучать историю советской и европейской моды 1950–1990- х годов. Во время гастролей прима охотно пополняла свой гардероб в бутиках Chanel, Gucci и Louis Vuitton.
В отличие от вечерних нарядов, «рабочая одежда» балерины роскошью не поражала. «На репетиции в те времена все, даже звезды, надевали одинаковые трико, — рассказывает экскурсовод. — Почти сразу они растягивались и шли пузырями. Чтобы разгладить складки, по низу рейтуз вшивали пятикопеечные монеты. А после каждого номера, убегая за кулисы, подтягивали трико под купальник. Этот трюк проделывала и Уланова».
Самый ценный экспонат музея — большое старинное зеркало в гостиной, которое Уланова хранила еще с юности. Стоя перед ним, она совершала свой утренний ритуал — сорокаминутную балетную разминку. Каждое утро, вплоть до самого последнего дня.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Музей-квартиру Г.С. Улановой. Посещение музея — по предварительной записи.