Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh, 1868–1928) — шотландский архитектор, художник и дизайнер мебели.
С раннего детства он серьезно занимался рисованием, стал одним из лучших выпускников Школы искусств Глазго.
Во время обучения он сблизился с однокурсниками Гербертом Макнейром и сестрами Маргарет и Фрэнсис Макдональд. Друзья называли себя «Четверкой из Глазго» и вместе занимались живописью, графикой, конструированием мебели и дизайном интерьеров.
Маргарет стала Макинтошу не только соавтором, но и супругой: они поженились в 1900 году.
«Я всего лишь талантлив, а Маргарет гениальна», — часто говорил Макинтош о жене, которая рисовала эскизы ко всем его интерьерам
Хилл-хаус — место уникальное. Это и семейное гнездо, и музей, и материализованный арт-манифест, и художественная энциклопедия. Макинтош получил заказ на Хилл-хаус в 1902 году. К этому времени в Глазго уже был возведен первый флигель спроектированного им нового здания Школы искусств. К началу века Макинтош оформил в Глазго церковь, несколько частных домов для друзей и меценатов, декорировал музыкальные салоны и ультрамодные чайные, которые состоятельные дамы стали открывать в городе, противопоставляя изысканную культуру чаепития национальной грубости пабов.
В мрачном промышленном Глазго, который тогдашние газеты экзальтированно сравнивали с «дантовым адом», вызывающе минималистичные, ослепительно белые интерьеры Макинтоша — обставленные необычной геометрической мебелью и прорезанные высокими окнами — стали настоящей бомбой. Об архитекторе писала пресса, о нем говорили в обществе.
Своеобразной местной сенсацией стала его собственная квартира, которую он декорировал вместе с женой и соратницей Маргарет Макдональд. В доме на Мэйн-стрит супруги экспериментировали с контрастным решением черных и белых комнат, разделением пространства на мужское и женское.
Здесь они смогли на практике применить идеи организации жизненного пространства, которое должно было возвышать человека и одновременно не давать ему забывать о своих корнях (стилизованные флористические узоры -— почти обязательный элемент мебели, светильников и витражей Макинтоша — в основе имеют кельтские мотивы).
«Искусство — цветок. Жизнь — зеленый лист. Пусть же каждому художнику будет позволено создать свой цветок, нечто, способное убедить мир в том, что на свете есть и могут быть вещи более драгоценные, более прекрасные и более долговечные, чем сама жизнь»
Изысканно изогнутые линии, типичные для ар нуво, у Макинтоша сочетались со строгой и смелой прямой линией. Именно этот новаторский прием снискал ему мировую славу: на ежегодной выставке Венского сецессиона в 1900 году экспозиция архитектора имела такой успех, что карету, в которой он сидел с женой, публика пронесла по улице на руках.
Дома Макинтоша ценили меньше, чем на континенте, — Британия трудно расставалась с традиционной викторианской гостиной, задрапированной тяжелым плюшем и заставленной колониальными безделушками. Злые языки сравнивали аскетичные гостиные Макинтоша со средневековой пыточной камерой. И хотя Макинтош, безусловно, был модной фигурой, заказать ему частный дом было во многом жестом и меценатским, и артистическим, и идеологическим.
Состоятельный шотландский издатель Уолтер Блэки стал для Макинтоша почти идеальным заказчиком. Его не смутил экстравагантный метод планировать здание «изнутри наружу», то есть идти от функции интерьера к зонированию и визуальному решению, и только потом к конструктивному планированию. И хотя Блэки настоял на некоторых собственных принципиальных решениях, например на том, что у дома должны быть серые оштукатуренные стены, он дал Макинтошу большую степень свободы.
Для архитектора, выступавшего за тотальный подход к дизайну и в идеале желавшего предписывать заказчику даже сорта и длину срезанных цветов в вазах, условие важное. Хилл-хаус получился вытянутым, идеально вписанным в холмистый ландшафт Хеленсбурга современным замком.
Массивными аскетичными формами он напоминает шотландскую барочную архитектуру, стилизация поддержана узкими окнами-бойницами, угловой башней и традиционным парапетом-галереей.
Внутри дом полностью подчинен задуманной Макинтошем интриге, сплетенной из причудливой игры света и тени, контрастов темной массивной библиотеки, пастельных приемных зон и ослепительно белой гостиной.
Тема чередования и сосуществования мужского и женского начала, мягкого перехода от общественных зон к частной территории хозяев, как крепким стеблем, перевита повторяющимися цветочными мотивами, придуманными Маргарет, и, как струной, стянута жесткими геометрическими линиями мебели, сконструированной для Хилл-хауса Макинтошем.
Макинтош никогда не шел на компромиссы с заказчиками: он даже диктовал клиенту, какие цветы ставить в вазы и какой длины должны быть их стебли
После Хилл-хауса у Чарльза Макинтоша было еще несколько удачных работ, однако нигде больше нельзя проследить изобретенный им уникальный стиль во всей полноте. Чуть более десятилетия спустя Макинтош и вовсе оставил архитектуру.
Избалованный свободой, которую давали ему заказчики-меценаты, изысканные и разборчивые поклонники его искусства, Макинтош не хотел компромиссов. Вплоть до трагической смерти от рака гортани в 1928 году он больше не строил, но оставил миру серию уникальных флористических акварелей.