«Живые Мемории» — это документальный проект, основанный на мемуарах известных и малоизвестных деятелей русской культуры. Воспоминания героев в 10-минутных сериях оживают на экране с помощью анимации, музыки и актерской игре — роли исполняют известные артисты театра и кино. Одним из героев нового сезона с заглавной темой «Отцы и дети» стал художник Василий Перов — его мемуары озвучил Евгений Миронов. В преддверии премьеры мы решили вспомнить яркие факты из жизни и творчества этого выдающегося мастера.
Для начала — не Перов
Василий Перов — один из самых значимых русских художников XIX века, основатель критического реализма в живописи. Его «Охотники на привале», «Тройка» и «Чаепитие в Мытищах» известны многим: спросишь автора, обязательно вспомнят — Перов. Но нет! Настоящая фамилия живописца — Васильев, а псевдоним «Перов» появился случайно, благодаря первому учителю мальчика, который дал ему прозвище за успехи в чистописании (от слова «перо»).
Евгений Миронов, «Живые мемории. Отцы и дети», 2025 г.
Внебрачный сын барона без даты рождения
Васильев, кстати, тоже фамилия с историей. Она значилась во всех официальных документах. Но по факту и ее будущему художнику просто присвоили, поскольку он был незаконнорожденным сыном барона Григория Карловича Криденера. На отцовскую фамилию (как и на титулы) мальчик права не имел. Вот и повелось — Васильев. Более того: из-за происхождения никто толком не знает и даты рождения ребенка. Сына какое-то время скрывали. Предположительно, декабрь 1933 года.
«Живые мемории. Отцы и дети», 2025 г.
Едва не бросил живопись из-за бедности
В юности Перов жил в такой нищете, что хотел бросить учебу в Московском училище живописи. Его спас преподаватель Егор Васильев, который помогал деньгами и давал заказы. Он даже поселил юношу у себя дома и помогал в работе. Кстати, первой картиной, которая обратила на себя внимание признанных авторитетов Академии художеств, стал портрет брата — официально признанного сына барона Криденера.
«Живые мемории. Отцы и дети», 2025 г.
Картина «Сельский крестный ход на Пасхе» вызвала скандал
Известное полотно, изображающее пьяного священнослужителя, вызвала бурю негодования. Церковные власти сочли ее оскорбительной, обвинив художника в намеренном выборе «грязного сюжета» и гиперболизации пороков. В 1862 году полотно сняли с выставки Общества поощрения художеств, а затем запретили к показу вплоть до 1905 года.
Позже его купил Павел Третьяков, но даже он прятал картину от посторонних глаз. Но несмотря на все запреты, картина стала знаменитой, а в XX веке ее часто использовали как символ церковного упадка в антиклерикальной публицистике.
Василий Перов, «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861г.
Перов был страстным охотником
Страсть к охоте пронизывает все творчество Перова. Этой теме он посвятил целую серию работ: «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Птицелов» и другие. Но самой знаменитой стала картина «Охотники на привале» (1877) — ее более ранняя версия 1871 года хранится в Третьяковской галерее. На полотне изображены три охотника. Слева — увлеченный рассказчик, вероятно, обедневший дворянин. Художник писал его с доктора Д. П. Кувшинникова, заядлого охотника, чья московская квартира позднее стала местом встреч творческой интеллигенции. В центре — скептически настроенный крестьянин, чей прототип, врач В. В. Бессонов, был еще и художником-любителем. Справа — молодой наивный новичок, образ которого Перов создал с Н. М. Нагорнова, в будущем — видного общественного деятеля и родственника Льва Толстого.
Василий Перов, «Ботаник», 1874 г.
Василий Перов, «Голубятник», 1874 г.
Пробовал себя в литературе
В 1860-е годы, помимо живописи, Василий Перов увлекся литературой. Он опубликовал два автобиографических произведения: повесть «Тетушка Марья» и рассказ «На натуре. Фанни под № 30», где делился профессиональными наблюдениями и опытом. В последнем, например, художник подробно описал процесс работы над своей знаменитой картиной «Утопленница», подробно раскрывая творческую «кухню». Однако сам Перов не воспринимал литературные занятия всерьез, считая их скорее экспериментами, чем профессиональной деятельностью.
Василий Перов, «Утопленница», 1867 г.
Преподавал у будущих великих художников
А вот преподавал Перов профессионально. С 1871 года и до конца жизни Василий Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, воспитав плеяду выдающихся художников. Среди его учеников — Архипов, Касаткин, Коровин, Левитан, Нестеров и другие мастера, определившие лицо русского искусства рубежа веков. Новаторский подход Перова к преподаванию проявлялся в особом внимании к практической стороне профессии. Он первым предложил организовывать регулярные ученические выставки, видя в них школу профессионального становления, площадку для творческого общения учащихся с передвижниками и возможность для молодых художников представлять и продавать свои работы. Михаил Нестеров тепло вспоминал учителя: «Вся Московская школа жила Перовым, дышала им, впитывала его идеи. Мы, за редким исключением, были его преданными и восторженными учениками».
Василий Перов, «Автопортрет», 1870 г.
Перова обвиняли в депрессивности
Многие картины Перова критики и зрители считали слишком мрачными. Из-за социальной критики в работах («Похороны бедняка», «Тройка») некоторые современники обвиняли Перова в излишнем пессимизме. Но была и другая грань, которую также все отмечали. Это скрытый сарказм в его работах. Считается, что его картина «Рыболов» — одна из первых в русской живописи, где обычный бытовой сюжет подан с «тонким юмором».
Василий Перов, «Тройка», 1866 г.
Василий Перов, «Рыболов», 1871 г.
Был знаком с Достоевским
Перов написал один из самых известных портретов Достоевского, и хотя близкими друзьями они не были, писатель и художник любили побеседовать на темы человеческой природы и духовности. Перов, горячий поклонник «Преступления и наказания», разделял многие философские и религиозные взгляды Достоевского. Их знакомство состоялось в 1871 году, когда Перов начал работу над портретом писателя. Художник тщательно готовился к работе: он неоднократно посещал дом Достоевских, подолгу беседуя с писателем. Как отмечала Анна Достоевская, Перову удалось уловить то особенное выражение лица, которое появлялось у её мужа в моменты творческого сосредоточения. Созданный в 1872 году портрет стал настоящим откровением. Перов не просто запечатлел внешность писателя: он проник в самую суть творческой личности Достоевского. Не случайно именно это изображение признано лучшим прижизненным портретом великого писателя.
Василий Перов, «Портрет Ф. М. Достоевского», 1872 г.
Всю нерастраченную любовь переносил на картины
Первой женой Перова стала Елена Шейнс, племянница друга-профессора и коллеги художника. Но семейное счастье оказалось недолгим — через пять лет Перов потерял жену, а затем и двоих старших детей. В живых остался лишь младший сын Владимир, унаследовавший отцовский талант. Хотя еще через пять лет художник решился на второй брак, это не принесло ему утешения, боль утраты не стихала. Перов полностью погрузился в творчество, создавая пронзительные, наполненные подлинной болью и любовью к «могучей и обильной, великой и бессильной матушки Руси», как он сам писал в автобиографических заметках «Рассказы художника».
Василий Перов, «Портрет Елены Эдмундовны Шейнс (Перовой)», 1868 г.