Существовал ли сюрреализм в СССР 1920–1940-х годов? Был ли он вторичным или независимым явлением? Как выявить и описать его части? В научно-художественном исследовании Александры Селивановой и Надежды Плунгян размышляют об этом и дают свои версии ответов на эти вопросы.
В основе исследования — выставка «Сюрреализм в стране большевиков» (Центр авангарда и галерея «На Шаболовке», кураторы Надежда Плунгян и Александра Селиванова, 2017), которая была приурочена к 90-летию группы ОБЭРИУ. Как и на выставке, в книге переплетены живопись, поэзия и проза, создавая многогранную картину сюрреалистического движения в литературно-художественной тусовке Москвы и Ленинграда.
Когда говорят про социально-архитектурные эксперименты, обычно подразумевают советский авангард 1920-х годов. Однако в Сибири такие тенденции наблюдались почти за 10 лет до революции.
В книге представлена широкая панорама творческих поисков, с разной степенью утопичности — от попыток найти «сибирский стиль» в 1910-е годы до «освоения классического наследия» 1930-х, от разработки экономичного жилья для рабочего класса до постройки домов-дворцов для советской элиты, от общественных инициатив по созданию пасторальных городов-садов до централизованной программы строительства социалистических городов.
Ташкент, четвертый мегаполис СССР и крупнейший город советской Средней Азии, своим масштабом и значимостью предрасполагал к строительству крупных модернистских комплексов. Но были здесь и политические причины: городу прочили звание «столицы Советского Востока», которая стала бы привлекательной «витриной социализма» для представителей стран Движения неприсоединения.
Исследуя порядка 50 ташкентских модернистских построек, авторы прослеживают эволюцию городской архитектуры, представляют ее протагонистов и различные, порой конфликтные, культурные контексты, в которых возникли впечатляющие сооружения одной из наиболее своеобразных столиц модернизма в Советского Союза.
Историки и теоретики искусства Катрин Жель и Клер Брюне исследовали поворотные для истории дизайна события в их культурном контексте. Намеренно сталкивая и сопоставляя между собой противоречивые концепции, они поднимают непростые вопросы, которые дизайн встречал на пути своего развития: будь то частные проблемы стандартизации и формальных поисков или глобальные — от социально-общественных изменений до геополитики и экологической повестки.
Серия «Гараж — детям» представлет книгу-рассказ о судьбе одного из самых необычных домов Москвы — Дома Наркомфина. Он был построен к 1930 году и стал символом новой советской эпохи и советской жизни: здесь и новые технологии, и новые материалы, и новый быт — быт коммуны.
С удивительным домом юных читателей знакомит мальчик Петя, которому довелось жить в Доме Наркомфина в 1930-е годы. Он рассказывает о необычном устройстве дома, квартирах-ячейках, новом быте жильцов и о секретах, которые скрывают эти стены.
Иллюстрации Маши Пряничниковой.